В России могут реформировать систему местного самоуправления

В Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект об организации местного самоуправления. Он разработан на основе норм обновленной Конституции России и является составляющей процесса модернизации единой системы публичной власти.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступивший в силу 18 лет назад, уже перестал полностью соответствовать реалиям нашего времени и отвечать запросам общества на развитие местного самоуправления. Новый законопроект предусматривает повышение ответственности органов местного самоуправления и региональной власти в первую очередь перед жителями за надлежащее исполнение своих обязанностей и взятых на себя обязательств.

«В новом законе подробно раскрывается природа, содержание и механизмы работы муниципалитетов. Главная цель – упорядочить отношения разных уровней власти: чтобы граждане понимали, что происходит, а представители власти друг на друга не кивали. Остается множество норм, которые уже работают, но предложено и немало новых. Пожалуй, самое главное – вводится одноуровневая система местного самоуправления. В ее основе будет заложен принцип привязки к населению, а не к территории. Это, на мой взгляд, чрезвычайно важно. Есть отдельные нормы про представительные органы власти, про глав городов и администраций, их права, обязанности и, конечно же, про их ответственность», – отметил Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству Павел Крашенниников.

«Внесенный законопроект посвящен организации местного самоуправления и является следующим этапом в выстраивании единой системы публичной власти в стране, направлен на создание условий для комплексного, устойчивого социально-экономического развития страны в интересах граждан, общества и государства. Отмечу, что законопроект содержит статьи, подтверждающие статус Советов муниципальных образований регионов, и устанавливает необходимость взаимодействия органов государственной власти с Советами по вопросам развития местного самоуправления. Также в нем предусмотрена возможность объединения Советов на Всероссийском уровне в рамках Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления», – прокомментировал Председатель Правления Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления (ВАРМСУ) Иван Цецерский.

Переход на одноуровневую модель местного самоуправления также должен повысить эффективность решения задач органами местного самоуправления, обеспечивая единое управление и бюджет, и исключая уход от «размывания» ответственности. Уточнение компетенций и полномочий также должно напрямую повлиять на эффективность органов местного самоуправления. Важно, что эти полномочия обеспечены ресурсами и взаимосвязаны с решением первоочередных местных задач.

Как сообщил Иван Цецерский, только в четверг, 16 декабря, документ получил некую публичность и ВАРМСУ сразу же отправила его на экспертную оценку в региональные Советы муниципальных образований. Стартовал активный процесс консультаций с экспертами муниципального сообщества.

«Оценки даются разные. Наверняка законотворческая деятельность Государственной Думы будет предусматривать официальное общественное обсуждение законопроекта, и наша Ассоциация примет активное участие в этом процессе», – подчеркнул Председатель Правления Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления.

Новый законопроект об организации местного самоуправления предусматривает постепенный переход к новым нормам: часть положений вступит в силу 1 января 2023 года, все преобразования должны будут завершены до 1 января 2028 года. Это позволит муниципальным образованиям продуманно и основательно осуществить модернизацию и стать важнейшей частью системы единой публичной власти в России, чтобы эффективно работать в интересах каждого гражданина, общества и государства.

Согласно Пояснительной записке, законопроект предусматривает уточнение компетенции органов местного самоуправления в целях приведения ее в соответствие с правовой природой местного самоуправления. Кроме того, существование конструкции, предполагающей закрепление в федеральном законодательстве и вопросов местного значения, и полномочий по их решению, приводит к путанице при перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы местного значения являются одним из элементов компетенции органов местного самоуправления, при этом, исходя из действующих формулировок, конкурируют по содержанию с закрепленными в федеральных законах полномочиями. Законопроектом предусматривается закрепление непосредственно полномочий органов местного самоуправления.

Предусматривается, что местное самоуправление осуществляется в городских округах, муниципальных округах и внутригородских территориях (внутригородских муниципальных образованиях) городов федерального значения. Одноуровневая организация местного самоуправления позволит создать новую систему организации власти на местах, в основе устройства которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению. Предлагаемый подход, учитывая высокую дотационность, а также широко применяемую практику перераспределения полномочий с поселенческого уровня на региональный, передачи поселениями своих полномочий органам местного самоуправления муниципальных районов на основе соглашений (в отдельных случаях вплоть до 100%), позволит повысить эффективность органов местного самоуправления, укрепить финансовую основу их деятельности.

Сохраняется разделение на городские и муниципальные округа. При этом критериями выступают действующие в настоящее время требования к доле населения, проживающего в городах и (или) иных городских населенных пунктах, и площади территории городского округа, а также к плотности населения на территории городского округа. За городскими и муниципальными округами закрепляется идентичный объем полномочий. Перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения внутригородских муниципальных образований, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Усиливается ответственность глав муниципальных образований и глав местных администраций перед высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Одним из оснований для отправки главы муниципального образования в отставку является систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. С соответствующей инициативой высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обратиться в представительный орган муниципального образования. Также высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъекта Российской Федерации. При этом, если в течение месяца со дня вынесения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации предупреждения, объявления выговора главе муниципального образования, главе местной администрации указанными должностными лицами не были приняты в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения объявления выговора, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе отрешить от должности главу муниципального образования, главу местной администрации.

Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий – пять лет.

Законопроектом предусматривается, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании, или первое размещение (опубликование) в сетевом издании. При этом в случае, если первое размещение (опубликование) муниципальных правовых актов осуществляется в сетевом издании, в муниципальном образовании обеспечивается создание одного или нескольких пунктов подключения к сети «Интернет», доступных для их использования неограниченным кругом лиц.

В соответствии с законопроектом порядок принятия представительным органом муниципального образования решений определяется уставом муниципального образования. При этом решение представительного органа муниципального образования, в том числе устанавливающее правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, не может считаться принятым, если за него проголосовало менее половины от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Такой подход позволит обеспечить легитимность принимаемым представительным органом муниципального образования решениям.

В соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность.

Ознакомиться с законопроектом «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» можно по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/40361-8.


https://www.varmsu.ru/novosti/v-rossii-mogut-reformirovat-sistemu-mestnogo-samoupravleniya/