Александр Козловский: Нужно расширять полномочия регионов и муниципалитетов в сфере нестационарной торговли


Представляем вниманию посетителей сайта ОАТОС интервью Первого зампредседателя ОАТОС, Первого зампредседателя Комитета ГосДумы по промышленности и торговле Александра Николаевича Козловского. Темой интервью стала нестационарная торговля – важный инструмент развития локальных экономик, туризма, поддержки местных сообществ, в том числе ТОСов, производящих различную продукцию.
***

1. Александр Николаевич, развитие предпринимательства, особенно самозанятости невозможно без развития каналов сбыта товаров и услуг. Одним из таких является нестационарная торговля. В то же время эта сфера и механизмы внутри нее активно развиваются, но регулирование на региональном уровне различается. Скажите, считаете ли вы необходимым и возможным введение дополнительных норм, рамочно регулирующих нестационарную торговлю?

Для начала разберемся, как эта сфера регулируется сегодня.

Основное регулирование малоформатной торговли содержатся в 381-ФЗ. Там раскрывается понятие «нестационарный торговый объект», выделяет виды таких объектов и регламентирует особенности их размещения. Далее вступает Правительство и постановлением 772 устанавливает алгоритм размещения условной «торговой палатки», а постановлением 704 – минимальное количество торговых площадей в населенных пунктах.

Местное самоуправление определяет схему размещения объектов. И может устанавливать собственные правила в зависимости от специфики территории – географической, культурной, религиозной и т.п. Учитываются также положения земельного, жилищного, градостроительного и гражданского законодательства.

Периодически возникают инициативы создать специальное дополнительное регулирование. Однако эксперты расходятся во мнении относительно необходимости такого шага – нынешний алгоритм работает и легко регулируется поправками или постановлениями.

Более того, регулирование этой сферы исключительно на федеральном уровне невозможно без учета специфики каждого субъекта и муниципалитета. Широкие полномочия должна быть именно у муниципалитета, региона.

2. Нестационарная торговля пока не нашла своего специального регулирования на уровне федеральных документов стратегического планирования. Как Вы считаете нужна ли общероссийская стратегия или концепция развития нестационарной торговли, и если нужна – то какие там могут быть примерные направления и параметры?

Вопрос перекликается с предыдущим. Но я все же повторюсь.

Есть четкое понимание – и оно довольно справедливое и объективное – регулированием рынка нестационарной торговли невозможно заниматься только на федеральном уровне. В каждом субъекте есть своя специфика развития рынка малой торговли. Что хорошо для одного, то бесполезно для другого. И наоборот. Регионам следует сконцентрироваться на развитии собственной нормативной базы, которая, естественно, не должна противоречить федеральным законам.

Регионам необходима свобода действий. У них разный экономический климат, разная ситуация с малыми формами торговли. Реалии, которые понятны и очевидны для местных властей, помогают создавать им собственные эффективные механизмы.

Вместе с тем есть смысл проводить всероссийские форумы и конференции, на которых будут представлены лучшие практики регионов по развитию сферы нестационарной торговли. Именно эти практики могут стать основой законодательных инициатив для тиражирования на другие субъекты.

3. Современное предпринимательство всё больше уходит в «цифровой режим», развиваются специальные информационные площадки, геоинформационные сервисы. Как Вы считаете, можно ли говорить о необходимости создания общероссийской информационной системы нестационарной торговли, где бы содержались актуальные сведения о местах размещения нестационарных торговых объектов, типах товарах и диапазонах цен на них?

Безусловно, роль цифровизации возрастает с каждым днем. Она внедрена практически в каждую сферу деятельности.

И люди нуждаются в достоверной, оперативной и актуальной информации. И такой информационной площадкой могла бы стать Ассоциация малоформатной торговли. Сайты и сообщества Ассоциации по запросу от предпринимателей можно дополнить новыми разделами. Нестационарную торговлю можно встроить и на другие крупные информплощадки для малого и среднего бизнеса.

4. Большую роль нестационарная торговля играет в событийной экономической работе – фестивали, форумы, выставки и многие другие разовые или регулярные мероприятия привлекают предпринимателей, желающих размещать свои нестационарные торговые объекты. Как можно поддержать таких предпринимателей, чтобы они активнее выходили, в первую очередь, на муниципальные и региональные события (фестивали, ярмарки, выставки)?

Справедливое замечание относительно роли малой торговли в событийной работе, которая часто выступает костяком туристического направления развития территории. Во многом именно нестационарная торговля задает тон мероприятию, его масштабу и содержательной части. Жители городов, районов знают, что, например, на универсальной сельскохозяйственной ярмарке они купят лучшие сорта саженцев известных в регионе аграриев, продукцию местных фермеров, а туристы иногда приезжают за сезонными продуктами.

Привлечь представителей малоформатной торговли на ярмарки и фестивали можно разными формами поддержки – например, созданием для них комфортных условий для размещения на территории проведения мероприятия. Речь идет об оборудовании места торговли, предоставлении в индивидуальном порядке торговых палаток. Эти меры действуют, их надо наращивать и дополнять. И самым правильным будет посоветоваться, послушать мнение самих предпринимателей.

И, к сожалению, пока хромает информирование. Люди слабо осведомлены о фестивалях и ярмарках, не говоря уже об их участниках. В этом смысле есть над чем поработать. Качественная реклама привлечет как можно больше посетителей, а значит – и потенциальных покупателей товаров у представителей малой формы торговли.

5. Нестационарная и событийная торговля остается важной частью выхода на рынок и сбыта товаров народных промыслов и ремесел. Как Вы считаете, нужны ли специальные льготы и упрощения режима регулирования нестационарной торговли для этой категории предпринимателей?

На мой взгляд, нет высоких барьеров и жесткого регулирования этой сферы. А наоборот – создаются условия для развития. Мы находимся в процессе постоянного диалога и обсуждений.

Народные промыслы и ремесла – уникальная и самобытная сфера, к которой нужно особое отношение и поддержка со стороны властей. Поддержка может выражаться в разных формах. Это могут быть гранты, субсидии, льготные условия размещения, помощь в выходе на новые рынки.

Каждый регион может применять свои меры поддержки в зависимости от экономической ситуации и показателей по развитию малоформатной торговли, к которому стремится субъект.

Отмечу, что многие регионы следуют рекомендациям федерального регулятора. В качестве мер стимулирования практикуют автоматическое продление договоров на размещение объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов. А некоторые сами инициируют льготы, например, прорабатывают инициативу предоставления торговых местах производителям сельхозпродукции.

Обсуждая сферу нестационарной торговли, мы недолжны упускать из поля зрения несогласованную торговлю. Добропорядочного предпринимателя надо поддерживать, а нарушителя наказывать. Все должны работать в равных условиях и в правовом поле.

https://oatos.ru/blog/tpost/db8tc938x1-aleksandr-kozlovskii-nuzhno-rasshiryat-p