ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОТ 11 мая 2016 года

1. Земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не подлежат налогообложению земельным налогом с 1 января 2015 года.

2. Регионы смогут получить федеральные субсидии на строительство и реконструкцию объектов региональной и муниципальной собственности в сфере социального обслуживания.

3. Утвержден план мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

4. Регламентирован порядок заключения региональными органами власти отхозяйственных соглашений по результатам соответствующих аукционов.

5. Обновлена процедура выдачи предупреждения о прекращении действий и бездействия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

6. Для ликвидации несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках земель лесного фонда, органы местного самоуправления муниципальных районов должны обладать соответствующими государственными полномочиями.

7. Уточнены правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, в том числе в части, касающейся особенностей работы с электронными документами.

8. Утвержден перечень документов, которые будет запрещено требовать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок.

9. Принят закон, направленный на устранение внутренних противоречий, возникших в Федеральном законе "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

1. Письмо Минфина России от 17.03.2016 N 03-05-05-02/14947

Согласно дополнению, внесенному в пункт 2 статьи 389 НК РФ, такие участки не признаются объектом налогообложения земельным налогом.

Одновременно Минфин России напоминает, что до этой даты собственники помещений в многоквартирном доме признавались налогоплательщиками земельного налога, если земельный участок, на котором расположен дом, сформирован и в отношении него был проведен государственный кадастровый учет.

Сведения о земельных участках, сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет, размещаются на официальном сайте органа, осуществляющего кадастровый учет, в сети Интернет согласно постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 N 52.

2. Постановление Правительства РФ от 18.04.2016 N 320

"Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или в целях предоставления соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов"

Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов РФ или местных бюджетов, возникающих при строительстве и реконструкции объектов региональной и муниципальной собственности или приобретении объектов недвижимого имущества в региональную или муниципальную собственность, в сфере социального обслуживания граждан.

Доля предоставляемых субсидий в общем объеме финансирования не может быть установлена выше 70 процентов расходного обязательства субъекта РФ, а для высокодотационных регионов - не более 95 процентов.

Среди критериев отбора субъектов РФ для предоставления субсидий:

- наличие нормативного правового акта Президента или Правительства РФ, либо соответствующего поручения или указания о строительстве, реконструкции или приобретении объекта на территории конкретного субъекта РФ;

- обязательство высшего регионального исполнительного органа власти о софинансировании строительства, реконструкции или приобретении объекта в региональную (муниципальную) собственность за счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ или средств внебюджетных источников в соответствии с установленным уровнем софинансирования;

- наличие утвержденной проектной документации по объекту, имеющей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта;

- наличие утвержденной государственной программы субъекта РФ, предусматривающей реализацию мероприятий, на цели которой предоставляется субсидия;

- наличие документации, подтверждающей начало строительства объекта за счет средств субъекта РФ;

- гарантия субъекта РФ о последующем профильном использовании объекта и его эксплуатации за счет балансодержателя без использования бюджетных средств.

3. Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2016 N 669-р

<Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года>

Концепция демографической политики Российской Федерации была утверждена Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года N 1351.

Планом предусмотрена реализация мероприятий, направленных, в частности, на:

снижение предотвратимых причин смертности;

повышение доступности и эффективности медицинской помощи гражданам пожилого возраста, включая развитие гериатрической службы;

обеспечение условий для защиты здоровья населения РФ от последствий потребления табака и алкоголя;

разработку дополнительных механизмов экономического стимулирования рождения вторых и последующих детей;

повышение доступности жилья для семей с детьми;

регулирование миграции в соответствии с социально-экономическими потребностями Российской Федерации.

По итогам реализации мероприятий плана к 2020 году предполагается увеличение численности населения до 147,5 млн. человек; увеличение ожидаемой продолжительности жизни лиц обоего пола до 74 лет; увеличение суммарного коэффициента рождаемости до уровня 1,87; обеспечение миграционного прироста на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

4. Приказ Минприроды России от 29.12.2015 N 569

"Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений"

Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2016 N 41741.

Определено, в частности, что охотхозяйственное соглашение заключается:

- с победителем аукциона и единственным участником аукциона не ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на сайте www.torgi.gov.ru и не позднее тридцати дней со дня проведения аукциона;

- с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона (цене права на заключение охотхозяйственного соглашения), в течение тридцати дней со дня, следующего за днем признания победителя аукциона уклонившимся от заключения охотхозяйственного соглашения.

Для получения государственной услуги заявитель (его уполномоченный представитель) представляет в уполномоченный орган в срок, установленный в документации об аукционе, подписанные заявителем экземпляры охотхозяйственного соглашения.

В приложении к Регламенту приведена контактная информация региональных органов власти, уполномоченных на заключение таких соглашений по субъектам РФ.

5. Приказ ФАС России от 22.01.2016 N 57/16

"Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства"

Зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2016 N 41723.

Предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, о принятии мер по устранению последствий нарушения выдается антимонопольным органом хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта РФ, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду. Определен порядок подготовки и направления предупреждения, срок выполнения и содержание предупреждения, порядок выполнения предупреждения и последствия невыполнения.

Также утверждена форма бланка предупреждения.

Признан утратившим силу Приказ ФАС России от 14.12.2011 N 874, регулирующий аналогичные правоотношения.

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 13-П

"По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район"

Конституционный Суд РФ признал пункт 18 части 1 статьи 14 и пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не противоречащими Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них положения не предполагали и не предполагают возложения на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.

7. Постановление Правительства РФ от 26.04.2016 N 356

"О внесении изменений в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти"

Установлено, в частности, что в федеральных органах исполнительной власти используются электронные документы (без предварительного документирования на бумажном носителе) и электронные копии документов.

Электронные документы, направляемые в органы государственной власти и органы местного самоуправления, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица федерального органа исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи".

В системе электронного документооборота федерального органа исполнительной власти могут использоваться способы подтверждения действий с электронными документами, при которых используются иные виды электронных подписей.

После включения электронных документов в систему электронного документооборота формируются регистрационно-учетные данные о документе, обеспечивающие управление документом, в том числе его поиск, доступ к документу, контроль, хранение, использование и другие данные.

Электронные документы формируются в электронные дела в соответствии с номенклатурой дел. В номенклатуре дел указывается, что дело ведется в электронной форме, что отмечается в заголовке дела или в графе "Примечание".

Обновлен также перечень обязательных сведений о документах, используемых в целях учета и поиска документов в системах электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти.

8. Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р

<Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация>

Федеральным законом от 03.11.2015 N 306-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок запрашивают и получают на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством РФ перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством РФ.

В принятый перечень включены, в частности, сведения из разрешения на строительство, сведения из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, выписка из реестра федерального имущества, выписка из реестра зарегистрированных СМИ, сведения из ЕГРП, сведения из реестра аккредитованных лиц, сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков, сведения из ЕГРИП и ЕГРЮЛ, сведения о выдаче иностранному лицу или лицу без гражданства вида на жительство, сведения о регистрации по месту жительства или месту пребывания гражданина РФ, иные сведения и документы.

Предоставление указанных сведений предусмотрено посредствам системы межведомственного электронного взаимодействия.

Распоряжение вступает в силу с 1 июля 2016 года.

9. Федеральный закон от 26.04.2016 N 113-ФЗ

"О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Федеральным законом от 31.12.2014 N 489-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был изменен статус комиссий по делам несовершеннолетних. В связи с этим возникли противоречия как с нормами других законодательных актов РФ, так и внутренние противоречия в самом Федеральном законе "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В частности, в ряде субъектов РФ органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий, комиссии на местах являются территориальными и создаются непосредственно органами государственной власти субъектов РФ. В связи с этим закрепляются положения, согласно которым создание комиссий по делам несовершеннолетних возлагается на органы местного самоуправления в случае передачи им соответствующих государственных полномочий.