ОЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 11 апреля 2016 года.

1. Соблюдение требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков более не является предметом земельного надзора, осуществляемого Росреестром.

2. Актуализированы отдельные акты Правительства РФ в сфере нормирования затрат государственных органов и требований к госзакупкам.

3. Региональные бюджеты смогут получить федеральные субсидии на возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий.

4. На Роснедра возложены полномочия по принятию решений об изъятии земельных участков для государственных нужд РФ в связи с осуществлением недропользования.

5. Уточнен состав документов, прилагаемых к ходатайству о переводе находящихся в федеральной собственности сельскохозяйственных земель в другую категорию.

6. Сайт действующей с 1 января 2016 года единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) расположен по адресу new.zakupki.gov.ru.

7. Форма заявки на перевод средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет ПФР приведена в соответствие с действующим законодательством.

8. Утверждена методика для расчета объема потребления государственным (муниципальным) заказчиком энергетических ресурсов в натуральном выражении до и после реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и энергоэффективность.

9. Земельным законодательством не предусмотрена необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, части которого находятся под поверхностью земельных участков.

10. Органы местного самоуправления не смогут отказывать журналистам в аккредитации по формальному признаку.

11. Положения Федерального закона N 44-ФЗ предлагается распространить на основную часть закупок, осуществляемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

12. Приказ Минтруда России от 25.02.2016 N 76н

"Об утверждении Правил по охране труда в сельском хозяйстве"

Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2016 N 41558.

13. Соответствие предельным значениям дохода для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства будет определяться не по величине выручки, а на основе дохода от осуществления предпринимательской деятельности

1. Постановление Правительства РФ от 12.03.2016 N 187

"О внесении изменений в Положение о государственном земельном надзоре"

Уточнено также что Росреестр осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:

- требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок;

- требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;

- требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях.

2. Постановление Правительства РФ от 11.03.2016 N 183

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Акты Правительства РФ приведены в соответствие с Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которым в том числе был уточнен порядок принятия актов о нормировании в сфере закупок.

С этой целью поправки внесены в том числе в:

Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 N 1047 "Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов";

Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений";

Общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 926.

В частности, установлены нормативы цены и количества товаров (работ, услуг) для сотрудников федеральных государственных органов и федеральных казенных учреждений, нормативы мощности арендуемого и приобретаемого автомобиля, нормативы количества служебного легкового автотранспорта для территориальных органов федеральных государственных органов, исполняющих контрольные (надзорные) полномочия.

3. Постановление Правительства РФ от 15.03.2016 N 194

"Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов по возмещению части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий"

Среди расходных обязательств субъектов РФ, на исполнение которых предусмотрено такое софинансирование:

- внедрение энергосберегающих производственных технологий и оборудования, а также проведение исследований для реализации инвестиционных проектов;

- разработка и внедрение на промышленных предприятиях принципа бережливого производства, направленного на повышение эффективности производства и конкурентоспособности;

- разработка и реализация программ повышения производительности труда на промышленных предприятиях;

- уплата процентов по кредитам и займам, полученным промышленными предприятиями в российских кредитных организациях в 2013 - 2016 годах в рублях на реализацию инвестиционных проектов, связанных с производством высокотехнологичной конкурентоспособной продукции;

- модернизация и техническое перевооружение производственных мощностей промышленных предприятий, направленные на создание или развитие производства новой высокотехнологичной конкурентоспособной продукции;

- разработка и внедрение инновационных технологий, научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок для реализации инвестиционных проектов;

- уплата промышленными предприятиями части лизинговых платежей и (или) возмещение части первоначального взноса при заключении договора лизинга отечественного оборудования, необходимого для реализации инвестиционных проектов;

- приобретение исключительных прав на патенты, а также лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и новых технологий для реализации инвестиционных проектов.

Субсидии предоставляются субъектам РФ, региональные программы которых прошли конкурсный отбор в порядке, установленном Минпромторговли России. При этом должны соблюдаться, в частности, следующие условия:

- наличие в региональной программе мероприятий, срок реализации которых не превышает 3 лет;

- создание не менее 150 новых рабочих мест (в том числе высокопроизводительных) или 5 процентов суммарной штатной численности промышленных предприятий на дату получения субсидии на реализацию мероприятий;

- суммарный размер привлеченных на мероприятия внебюджетных инвестиций не менее 100 млн. рублей.

4. Постановление Правительства РФ от 18.03.2016 N 210

"О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве по недропользованию"

Исключение составляют земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.

Принятие такого решения должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).

5. Приказ Минсельхоза России от 22.12.2015 N 656

"О внесении изменений в описание содержания ходатайства о переводе находящихся в собственности Российской Федерации земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состав прилагаемых к нему документов, утвержденные приказом Минсельхоза России от 17 мая 2010 г. N 168"

Зарегистрировано в Минюсте России 17.03.2016 N 41436.

Установлено, в частности, что к такому ходатайству необходимо прилагать:

- согласие правообладателя объекта либо уполномоченного органа (организации), обеспечивающего охрану объекта, в случае если земельный участок, испрашиваемый для перевода, расположен полностью или частично в границах охранной, санитарно-защитной или иной зоны с особыми условиями использования территорий, установленной в отношении указанного объекта;

- копию решения о создании особо охраняемой природной территории, заверенная печатью заявителя, обратившегося с ходатайством, и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (в случае перевода участка в связи с созданием особо охраняемых природных территорий);

- выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий отнесение земельного участка к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ (в случае перевода земельного участка на основании пункта 2 части 1 статьи 7 закона о переводе земель из одной категории в другую).

Определено, что при этом более нет необходимости предоставлять:

- выписку из ГКН относительно сведений о земельном участке, перевод которого предполагается осуществить;

- выписку из ЕГРП о правах на земельный участок, перевод которого предполагается осуществить;

- заключение государственной экологической экспертизы (в случае перевода земельного участка на основании пункта 4 части 4 статьи 2 закона о переводе земель из одной категории в другую).

6. Приказ Казначейства России от 30.12.2015 N 26н

"Об утверждении Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок"

Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2016 N 41476.

Казначейством России утвержден порядок использования данной системы ее участниками и иными лицами для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных законом о контрактной системе и законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Установлено, что субъекты системы смогут пользоваться ею после прохождения процедуры регистрации и авторизации, в порядке, установленном Казначейством России. При этом им будут доступны следующие функции:

- поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на сайте системы;

- формирование и размещение (в том числе во взаимодействии с иными информационными системами) информации и документов, предусмотренных Федеральными законами N 44-ФЗ и N 223-ФЗ;

- обмен электронными документами в системе в случаях, предусмотренных законодательством;

- просмотр электронного журнала учета действий и операций в системе, получение выписок из него.

Определено, что в системе размещаются файлы не более 50 Мб следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.

Пользователи сайта системы могут без регистрации получить доступ к информации и документам, размещенным на сайте системы.

Системой также могут пользоваться лица, участвующие в обязательном общественном обсуждении закупок, после прохождения самостоятельной регистрации и авторизации на сайте системы. Такие лица могут размещать на сайте системы свои замечания и предложения.

Кроме того, приказом определены требования к электронному обмену информацией между ЕИС и региональными и муниципальными информационными системами в сфере закупок.

7. Приказ Минтруда России от 29.02.2016 N 82н

"О внесении изменения в форму заявки на перевод средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации"

Зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2016 N 41458.

Перевод средств из федерального бюджета осуществляется ежеквартально по заявкам Пенсионного фонда РФ, представленным в Минфин России.

Форма заявки на перевод средств дополнена еще одной позицией, поскольку с 1 января 2016 года средства материнского (семейного) капитала могут быть также направлены на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации детей-инвалидов и их интеграции в общество (Федеральный закон от 28.11.2015 N 348-ФЗ).

8. Приказ Минэнерго России от 04.02.2016 N 67

"Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности"

Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2016 N 41575.

Согласно методике такими мероприятиями являются:

повышение энергетической эффективности систем внутреннего и наружного освещения;

повышение энергетической эффективности использования электродвигателей, в том числе в составе технологических комплексов (насосных, компрессорных и прочих);

повышение энергетической эффективности систем теплоснабжения зданий, строений и сооружений.

Определение объема потребления энергетических ресурсов в базовом и отчетном периодах на объекте заказчика, в отношении которого проводится мероприятие, осуществляется расчетно-измерительным способом с учетом особенностей, установленных методикой, на основе значений параметров: для электрической энергии - мощности и времени работы энергопринимающей установки, в отношении которой проводится мероприятие, либо объема потребления электрической энергии такой энергопринимающей установки и объема потребления электрической энергии иных энергопринимающих установок; для тепловой энергии - количества тепловой энергии и продолжительности периода отопления при условии, что значение не менее одного из данных параметров должно быть измерено.

9. <Письмо> Минэкономразвития России от 04.03.2016 N 6013-ПК/Д23и

"О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения"

Указано, что по общему правилу для государственной регистрации прав собственности на созданный объект недвижимого имущества необходимы разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающий документ, подтверждающий, что в период строительства земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, принадлежал или был предоставлен для указанных целей создавшему его лицу. Содержание данного положения указывает на распространение его действия в отношении наземных объектов недвижимости.

Кроме того, Земельным кодексом РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта земельные участки могут предоставляться исключительно для размещения наземных объектов, в том числе необходимых для строительства подземных сооружений. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, не требуется. Образование земельных участков для эксплуатации объектов недвижимого имущества осуществляется только в случае, если они являются наземными.

Таким образом, если из проектной документации, заключений органов, уполномоченных выдавать разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, следует, что сооружение представляет собой совокупность наземных и подземных элементов, то представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения, не требуется.

10. Федеральный закон от 05.04.2016 N 94-ФЗ

"О внесении изменений в статью 48 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"

Ранее в тексте статьи 48 Закона РФ "О средствах массовой информации", предусматривающей право журналистов на аккредитацию, отсутствовало прямое указание на органы местного самоуправления, тем самым позволяя органам местного самоуправления отказывать журналистам в аккредитации со ссылкой на то, что перечень органов, обязанных предоставлять журналистам аккредитацию, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В целях устранения несовершенства действующего законодательства о СМИ в статью 48 Закона РФ "О средствах массовой информации" внесены изменения, устанавливающие, что редакция имеет право подать заявку в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.

11. Проект Федерального закона N 1036078-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц"

В настоящее время государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". При этом отдельные заказчики при формировании закупочной политики с помощью различных наименований способов закупок "маскируют" закупку у единственного поставщика, что негативным образом отражается на обеспечении прозрачности и добросовестной конкуренции между участниками закупок.

Проектом предусматривается, что основную массу закупок государственные и муниципальные унитарные предприятия будут осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", устанавливающим более жесткие требования к осуществлению закупок.

В соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ закупки будут осуществляться только при наличии утвержденного нормативного акта:

- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия.

Вступление в силу соответствующего Федерального закона предполагается с 1 января 2017 года.

12. Приказ Минтруда России от 25.02.2016 N 76н

"Об утверждении Правил по охране труда в сельском хозяйстве"

Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2016 N 41558.

Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении основных производственных процессов по возделыванию, уборке и послеуборочной обработке продукции растениеводства, содержанию и уходу за сельскохозяйственными животными и птицей, мелиоративных работ и работ по очистке сточных вод производства и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Требования правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сельскохозяйственные работы. Соблюдение правил обязательно при проектировании новых и разработке проектов реконструкции действующих объектов производства сельскохозяйственной продукции, изменении существующих производственных процессов проведения сельскохозяйственных работ.

В соответствии с Правилами, работодатель должен обеспечить безопасную эксплуатацию производственных зданий, сооружений, машин, инструментов, оборудования, безопасность производственных процессов, сырья и материалов, используемых при проведении сельскохозяйственных работ и их соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Работодателем должна быть организована разработка инструкций по охране труда для профессий и видов выполняемых работ, которые утверждаются локальными нормативными актами работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа, а также технологических документов на производственные процессы (работы).

Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.

13. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265

"О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"

Изменениями, внесенными в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", осуществлен переход к использованию показателя дохода, полученного в рамках осуществления предпринимательской деятельности, вместо выручки от реализации товаров (работ, услуг) при отнесении хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В соответствие с положениями Закона приведено Постановление Правительства РФ, устанавливающее предельные значения для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Доход определяется за предшествующий календарный год в соответствии с законодательством о налогах и сборах, суммарно по всем видам деятельности, по всем налоговым режимам.

При этом сами предельные значения оставлены на прежнем уровне: микропредприятия - 120 млн. рублей, малые предприятия - 800 млн. рублей, средние предприятия - 2 млрд. рублей.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".