ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 10 марта 2016 года

1. Уточнены основания для отрешения от должности главы муниципального образования или главы местной администрации.

2. Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" дополнен нормой, предоставляющей муниципальному служащему право выкупа подарка.

3. Для лиц, замещающих должности государственной гражданской службы субъектов РФ, могут устанавливаться запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения аналогично федеральным государственным гражданским служащим.

4. Уточнена компетенция органов различных уровней власти при осуществлении контроля и надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог.

5. Разъяснен вопрос, касающийся кадастрового учета земельного участка, образованного из земельного участка, ранее сформированного путем выдела в счет доли в праве на земельный участок сельхозназначения или земельной доли.

6. Минстроем России предлагаются изменения в порядок предоставления коммунальных услуг в части обращения с твердыми коммунальными отходами.

7. Внесены уточнения в порядок осуществления закупок товаров легкой промышленности для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

8. Разъяснены некоторые вопросы, связанные с определением местоположения границ земельного участка при осуществлении постановки его на государственный кадастровый учет.

9. Минсельхозом России предлагается новый закон о мелиорации земель.

1. Федеральный закон от 15.02.2016 N 17-ФЗ

"О внесении изменения в статью 74 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Установлено, что глава муниципального образования или местной администрации может быть отрешен от должности также в случае совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решений суда.

2. Федеральный закон от 15.02.2016 N 21-ФЗ

"О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"

Согласно изменениям муниципальный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или с другим официальным мероприятием, вправе его выкупить в порядке, установленном законодательством РФ.

Аналогичные нормы в отношении государственных служащих и лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, содержатся в Федеральных законах от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".

3. Федеральный закон от 15.02.2016 N 24-ФЗ

"О внесении изменения в статью 12.5 Федерального закона "О противодействии коррупции"

Ранее было установлено, что для отдельных категорий лиц федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами могут устанавливаться иные (помимо предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции") ограничения, запреты, обязательства и правила служебного поведения. При этом было указано, что данная норма распространяется, в том числе, на лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы. Таким образом, из сферы действия данной нормы исключались государственные гражданские служащие субъектов РФ.

4. Федеральный закон от 15.02.2016 N 26-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

К полномочиям органов государственной власти РФ отнесено установление порядка осуществления федерального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено установление порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. К полномочиям органов местного самоуправления, соответственно, отнесено установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Письмо Минэкономразвития России от 03.02.2016 N ОГ-Д23-1193

"Относительно кадастрового учета земельных участков, образованных из земельного участка, ранее образованного путем выдела в счет доли (долей) в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения или земельной доли (долей)"

Сообщается, в частности, что установленный Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ст. ст. 13, 13.1) порядок образования земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности, не содержит ограничений и запретов на образование земельного участка (с учетом требований к образуемым земельным участкам) из земельного участка, ранее образованного путем выдела в счет доли (долей) в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения или земельной доли (долей).

Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом РФ и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

При этом не имеет значения, был ли данный участок предоставлен в связи с приватизацией либо был образован из земельных долей.

Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Таким образом, в результате выдела могут быть образованы земельные участки, в том числе и из земельных участков, ранее образованных путем выдела земельных долей, если их размеры соответствуют установленным предельным размерам образуемых земельных участков, а их общая площадь соответствует размеру земельной доли, в счет которой они образуются.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на кадастровый учет в том числе в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

6. Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами"

Изменения вносятся в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, иные нормативные акты.

Проектом, в частности, устанавливаются:

- правила определения объемов твердых коммунальных отходов (путем измерения объема контейнеров, используемых для их накопления);

- перечень лиц, ответственных за содержание контейнеров, контейнерных площадок, и мест, прилегающих к месту погрузки ТКО;

- порядок и формулы расчета размера платы за услугу по обращению с ТКО.

Предполагается, что указанные изменения будут применяться со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 года.

7. Постановление Правительства РФ от 17.02.2016 N 108

"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 791"

Запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд был установлен Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 N 791.

Согласно внесенным изменениям, наименование указанного Постановления излагается в новой редакции: "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд".

Кроме того, установлено, что осуществление заказчиками закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд не допускается, за исключением случаев, если производство товаров на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует.

В случае осуществления закупки товаров и (или) услуг у единственного поставщика заказчики при описании характеристики товаров и (или) услуг устанавливают условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров. Указанное условие не действует в случае, если на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов.

Названное Постановление также дополнено приложением N 2 "Перечень товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и услуг по прокату таких товаров, осуществление закупки которых для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд не допускается".

8. Письмо> Росреестра от 16.02.2016 N 19-00221/16

<О рассмотрении обращения>

В частности, указаны:

основания для установления местоположения границ земельного участка;

сведения, которые могут включаться в раздел межевого плана "Заключение кадастрового инженера";

материалы, которые могут быть использованы при подготовке межевого плана, и иные документы.

Кроме того, определено, что подтверждением правомерности определенного кадастровым инженером местоположения границ земельного участка являются подписи заинтересованных лиц, содержащиеся в акте согласования местоположения границ земельного участка, оформленном в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Учитывая изложенное, требования органа кадастрового учета по предоставлению соответствующих документов, подтверждающих местоположение границ земельного участка, являются правомерными.

9. Проект Федерального закона

"О мелиорации земель"

Отмечается, что в действующий Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" было внесено 10 изменений, направленных на приведение его в соответствие с принимаемыми нормативными актами в смежных отраслях права (земельном законодательстве, законодательстве о безопасности гидротехнических сооружений и пр.), однако они не решали комплексно задачи, стоящие в настоящее время перед данной отраслью.

Проектом, в частности:

- четко разграничиваются полномочия федеральных, региональных и местных органов власти в связи с созданием, эксплуатацией, владением мелиоративными системами и гидротехническими сооружениями, используемыми в целях мелиорации земель, проведением мелиоративных мероприятий;

- определен объем прав (включая право собственности, иные вещные права) и обязанностей владельцев мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, используемых в целях мелиорации земель, регламентирован порядок перехода прав;

- устанавливается правовой механизм взаимодействия водопотребителей и владельцев мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, в связи с водоснабжением и водоотведением с использованием мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.

Предполагается, что закон вступает в силу с 1 января 2017 года и будет обязателен для применения при планировании и проведении мелиоративных мероприятий юридическими и физическими лицами, при этом его действие не будет распространяться на отношения, связанные с использованием физическими лицами мелиоративных систем и гидротехнических сооружений либо с проведением физическими лицами мелиоративных мероприятий, если эти действия осуществляются исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.