ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 10 февраля 2016 года.

1. Минэкономразвития России утвердило методику оценки эффективности проекта государственно-частного и муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества.

2. В России будет создан единый федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о населении РФ, в том числе, о регистрации актов гражданского состояния.

3. Определен порядок представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов.

4. Правительством РФ утверждены правила предоставления федеральных субсидий региональным бюджетам на возмещение затрат по созданию инфраструктуры индустриальных парков или технопарков.

5. Разработана Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года.

6. Разъяснены некоторые вопросы применения законодательства РФ, регулирующего земельные отношения.

7. С 1 января 2017 года вступает в силу новый порядок кадастрового деления территории РФ и присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров.

8. С 1 января 2017 года вступают в силу новые требования к подготовке межевого плана.

9. Территориальным фондам обязательного медицинского страхования поручено организовать деятельность контакт-центров в сфере ОМС в субъектах РФ (срок - 1 июня 2016 года).

10. Административное исковое заявление в защиту прав и свобод, нарушенных действиями госорганов, направляемое Уполномоченным по правам человека в РФ в суд, госпошлиной не облагается.

11. Правительством РФ определен порядок предоставления федеральных бюджетных кредитов региональным бюджетам на 2016 год

12. ФАС России сообщает об особенностях применения законодательства о госзакупках при осуществлении контроля в данной сфере.

13. На сайте ФАС России опубликованы шаблоны жалоб на действия (бездействие) уполномоченных органов и юридических лиц в сфере строительства.

14. Минэкономразвития России предлагает запретить государственным органам и органам местного самоуправления истребовать ранее незаконно приватизированное жилое помещение у добросовестного приобретателя-гражданина.

1. Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 N 894

"Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества"

Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2015 N 40375.

Методика применяется при разработке предложений о реализации проекта государственно-частного или муниципально-частного партнерства инициатором проекта, а также при рассмотрении предложения уполномоченным органом и устанавливает требования и порядок расчета показателей, используемых в целях оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества.

Определено, что оценка эффективности проводится до определения сравнительного преимущества проекта на основании:

- финансовой эффективности проекта;

- социально-экономического эффекта от реализации проекта.

Определение сравнительного преимущества производится, если проект признан эффективным по каждому из вышеуказанных критериев.

Сравнительное преимущество определяется на основании соотношения следующих показателей:

- чистых дисконтированных расходов средств бюджетной системы РФ при реализации проекта и чистых дисконтированных расходов при реализации государственного или муниципального контракта;

- объема принимаемых публичным партнером обязательств в случае возникновения рисков при реализации проекта и объемов принимаемых таким публично-правовым образованием обязательств при реализации государственного или муниципального контракта.

Расчет показателей, используемых для оценки эффективности и определения сравнительного преимущества, осуществляется на основе финансовой модели проекта и документов, необходимых для оценки принимаемых партнером обязательств в случае возникновения рисков.

2. Указ Президента РФ от 15.01.2016 N 13

"О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования"

В целях совершенствования порядка исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, укрепления платежной дисциплины при осуществлении расчетов с названными фондами Правительству РФ необходимо до 1 мая 2016 года внести в Госдуму проекты федеральных законов, предусматривающих возложение на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти функций:

по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в вышеуказанные фонды;

по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении РФ, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния.

3. Приказ Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883

"Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости"

Зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2016 N 40613.

Приказом установлены, в частности:

- формы предоставления заявления о государственном кадастровом учете (в форме документов на бумажном носителе, представляемых лично или посредством почтового отправления, либо в форме электронного документа и (или) электронных образцов документов);

- требования к подписанию заявления (собственноручной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью);

- обязанность выдачи заявителю одновременно с уведомлением о приеме документов информации, содержащей уникальный идентификатор платежа для уплаты государственной пошлины, с указанием даты, до которой необходимо уплатить государственную пошлину (если пошлина не уплачена);

- требования к электронным документам, необходимым для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав электронных документов;

- требования к сертификации средств электронной подписи.

Кроме того, документом установлен порядок представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости.

Приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.

Приказ Минэкономразвития России от 04.12.2015 N 913

"О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 г. N 403"

Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2016 N 40592.

4. Постановление Правительства РФ от 20.01.2016 N 15

"Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат по созданию инфраструктуры индустриальных парков или технопарков, за исключением технопарков в сфере высоких технологий"

Правила отбора субъектов РФ, имеющих право на получение таких субсидий, были утверждены Постановлением Правительства от 30.11.2014 N 1119.

Субсидии предоставляются в целях возмещения затрат субъектов РФ на создание, модернизацию и реконструкцию объектов коммунальной, технологической и транспортной инфраструктуры, а также зданий, строений и сооружений, предназначенных для резидентов индустриальных парков и технопарков (кроме технопарков в сфере высоких технологий), государственной или частной формы собственности, включенных в перечень проектов по созданию индустриальных парков и технопарков, утверждаемый Правительством РФ.

Указанные затраты могут быть осуществлены в том числе в следующих формах:

- расходы на предоставление субсидий управляющим компаниям и осуществление взносов в уставный капитал управляющих компаний в объеме средств, направленных на капитальное строительство, модернизацию и реконструкцию объектов инфраструктуры индустриального парка или технопарка;

- расходы на предоставление субсидий управляющим компаниям на возмещение части затрат на уплату основного долга и процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на капитальное строительство, модернизацию и (или) реконструкцию индустриального парка или технопарка;

- расходы на создание, модернизацию и реконструкцию объектов инфраструктуры индустриального парка или технопарка.

Среди условий предоставления субсидии:

- наличие обязательства субъекта РФ по достижению плановых значений сводных показателей, указанных в паспорте индустриального парка или технопарка проекта;

- неотрицательное значение разницы между суммой федеральных налогов и таможенных пошлин, уплаченных резидентами индустриального парка или технопарка в федеральный бюджет со дня начала реализации проекта и объемом средств федерального бюджета, предоставленных на реализацию проекта со дня начала реализации проекта, по состоянию на первый год предоставления субсидии.

5. Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2016 N 80-р

<Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года>

Целями Стратегии являются:

- определение основных приоритетов, среднесрочных целей и задач государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- формирование у участников правоотношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, инвесторов, потребителей ресурсов и жилищно-коммунальных услуг единых ориентиров и ожиданий относительно направлений и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства;

- определение основных мер и мероприятий, направленных на достижение намеченных целей.

Стратегией предусмотрены меры по развитию жилищно-коммунального хозяйства по основным направлениям сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Приоритетами развития жилищно-коммунального хозяйства, согласно Стратегии, являются предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг потребителям в целях обеспечения гражданам комфортных условий проживания и наличие баланса интересов различных участников сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Реализация Стратегии планируется в 2016 - 2020 годах. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных источников, формируемых в установленном законодательством РФ порядке.

Целевые показатели развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года представлены в приложении к Стратегии.

6. <Письмо> ФАС России от 11.01.2016 N ИА/90/16

<О применении законодательства Российской Федерации, регулирующего земельные отношения>

В частности, указывается, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, производится на торгах, за исключением закрытого перечня случаев. При этом, вне зависимости от целей предоставления земельных участков, используется единый порядок предоставлении земельных участков на торгах, введенный статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса РФ. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте www.torgi.gov.ru не менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона.

При рассмотрении антимонопольным органом заявлений о признаках нарушения антимонопольного законодательства разрешению подлежат вопросы равного доступа к использованию земли, реализации имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.

Документом, кроме того, разъяснены:

- порядок изменения существенных условий договора по предоставлению земельных участков, уступки прав по таким договорам, заключения на новый срок (пролонгации) договоров аренды земельных участков;

- порядок размещения объектов нестационарной торговли, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ;

- соотношение статьи 36 Земельного кодекса РФ (регулировавшей до 1 марта 2015 года приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной и муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения) и части 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ, регулирующей заключение договора аренды лесного участка.

7. Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877

"Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ"

Зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2016 N 40604.

В соответствии с утвержденным Порядком кадастрового деления территории РФ, в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров Росреестр осуществляет кадастровое деление территории РФ, устанавливая или изменяя кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы.

Территория РФ делится на кадастровые округа. Каждому кадастровому округу присваиваются уникальные учетный номер и наименование. Территория кадастрового округа делится на кадастровые районы. Каждому кадастровому району присваиваются уникальные учетный номер и наименование. Учетный номер кадастрового района состоит из учетного номера кадастрового округа, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера кадастрового района в кадастровом округе (например, 19:11). Территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы. Каждому кадастровому кварталу присваивается уникальный учетный номер, который состоит из учетного номера кадастрового района, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера кадастрового квартала в кадастровом районе (например, 19:11:111213).

Также утвержден Порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ, определяющий правила присвоения, в том числе:

кадастровых номеров земельным участкам, зданиям, сооружениям, объектам незавершенного строительства, помещениям, единым недвижимым комплексам;

номеров регистрации записям о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, об ограничении права или обременении объекта недвижимости;

идентификационных реестровых номеров Государственной границе РФ, границам между субъектами РФ, границам муниципальных образований, населенных пунктов, береговым линиям (границам водных объектов), границам зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон и т.д.

Напомним, что в настоящее время действует Приказ Минэкономразвития России от 04.04.2011 N 144 "Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров".

8. Приказ Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921

"Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке"

Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2016 N 40651.

Приказ издан в целях реализации положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Межевой план - это документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке (участках).

Межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ.

Определены, в том числе:

общие требования к подготовке межевого плана;

требования к подготовке текстовой и графической частей межевого плана;

особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, границы которых представляют собой совокупность контуров, отделенных друг от друга иными земельными участками или землями.

Также утверждены форма и состав сведений межевого плана.

9. Приказ ФФОМС от 24.12.2015 N 271

"О создании Контакт-центров в сфере обязательного медицинского страхования"

Основными функциями таких контакт-центров будут:

- прием и рассмотрение обращений граждан;

- оказание справочно-консультативной помощи гражданам;

- принятие мер в случае неудовлетворенности граждан доступностью и качеством медицинской помощи в медицинских организациях;

- обобщение и анализ обращений граждан с целью выявления системных проблем в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ с информированием регионального органа власти в сфере здравоохранения и Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования;

- проведение телефонных опросов граждан по итогам рассмотрения их обращений;

- разработка предложений и мероприятий, направленных на обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи, на основании аналитических материалов по обращениям граждан.

Обращения граждан будут поступать на бесплатный телефонный номер 8-800-000-00-00, работающий круглосуточно с обязательной аудиозаписью входящих и исходящих звонков:

- в режиме работы оператора с 9:00 до 18:00 по рабочим дням;

- в режиме электронного секретаря с 18:00 до 9:00 по рабочим дням, в выходные и праздничные дни - круглосуточно.

По результатам работы с обращением оператор будет доводить до сведения гражданина информацию о принятых мерах.

Организационно-техническое обеспечение контакт-центра осуществляет территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение производится за счет средств фонда, страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории субъекта РФ, и иных источников, не запрещенных действующим законодательством.

Фонд будет ежемесячно осуществлять проведение работ по обработке, анализу и систематизации поступающих обращений граждан.

10. Федеральный конституционный закон от 31.01.2016 N 1-ФКЗ

"О внесении изменений в статьи 18 и 29 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

Соответствующая поправка внесена в пункт 2 статьи 29 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

Кроме того, в указанный Федеральный конституционный закон внесены редакционные поправки, в соответствии с которыми жалоба, направляемая Уполномоченному, а также ходатайство, направляемое Уполномоченным в суд или прокуратуру о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи, также госпошлиной не облагаются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

11. Постановление Правительства РФ от 27.01.2016 N 40

"Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2016 год"

Бюджетные кредиты предоставляются на следующие цели:

- частичное покрытие дефицита бюджета субъекта РФ;

- покрытие временного кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджета субъекта РФ;

- осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий, произошедших на территории субъекта РФ.

Бюджетные кредиты предоставляются по процентной ставке, установленной в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год:

- на покрытие временного кассового разрыва - на срок, не выходящий за пределы финансового года;

- на частичное покрытие дефицита и ликвидацию последствий стихийных бедствий и техногенных аварий - на срок до 3 лет.

Решение о предоставлении бюджетного кредита с указанием сроков его возврата и размера принимает Министр финансов РФ.

Бюджетный кредит не предоставляется бюджету субъекта РФ, имеющего в текущем году просроченную задолженность по бюджетным кредитам, полученным ранее из федерального бюджета.

Предоставление бюджетного кредита оформляется соглашением между Минфином России и региональным уполномоченным органом исполнительной власти.

Контроль за осуществлением расходов, источником которых являются бюджетные кредиты, осуществляется Росфиннадзором.

12. <Письмо> ФАС России от 28.12.2015 N АЦ/75921/15

<О применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и КоАП РФ при осуществлении контроля в сфере закупок>

В Письме ФАС России приведены следующие выводы:

нарушение сроков размещения информации об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в Единой информационной системе в сфере закупок содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ;

часть 11 статьи 7.30 КоАП РФ, по мнению ведомства, предусматривает административную ответственность, в том числе за неопубликование извещения, документации о закупке, содержащих ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, за незаключение контрактов с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями в размере, предусмотренном законодательством о контрактной системе в сфере закупок;

должностные лица ФАС России и территориальных органов ФАС России уполномочены на составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере закупок, в том числе в отношении должностных лиц субъектов контроля, осуществляющих закупки товаров (работ, услуг) для удовлетворения потребностей субъектов РФ и муниципальных нужд.

13. <Информация> ФАС России от 01.02.2016

"Шаблон жалобы в ФАС России на акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа в сфере градостроительных отношений и Шаблон жалобы в ФАС России на действия (бездействие) юридического лица, осуществляющего эксплуатацию инженерных сетей"

Приведены шаблоны жалобы на акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа в сфере градостроительных отношений и жалобы на действия (бездействие) юридического лица, осуществляющего эксплуатацию инженерных сетей, - http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=44540.

С 10 января 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" жалобы на действия госорганов, муниципалитетов и инженерно-технических организаций, отвечающих за сферу строительства, рассматривает ФАС России.

С жалобой могут обратиться юридические лица не позднее 3 месяцев с момента совершения обжалуемого действия. Обращение рассматривается в семидневный срок.

За нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, грозит административная ответственность. Для чиновников сумма штрафа составит от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, при повторном нарушении - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификация до 2-х лет.

Для организаций, осуществляющих подключение к сетям, штраф может быть назначен в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, для их должностных лиц - от 10 тысяч до 40 тысяч рублей. За повторное нарушение предусмотрена дисквалификация до 3 лет или увеличенная сумма штрафа (для должностных лиц - до 50 тысяч и для организаций - до 1 миллиона рублей).

14. Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 302 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 3 Жилищного кодекса Российской Федерации"

Предполагается, что указанный запрет будет действовать в отношении жилого помещения, являющегося единственным пригодным для проживания гражданина, являющегося его добросовестным приобретателем. При этом расходы, понесенные государством ввиду незаконной приватизации, предлагается покрывать путем предъявления регрессных требований к лицу, по вине которого произошла незаконная приватизация помещения.

Кроме того, ЖК РФ предлагается дополнить нормой, согласно которой ущерб, причиненный гражданам - добросовестным приобретателям в результате принятия судебных решений по искам государственных органов и органов местного самоуправления об истребовании жилых помещений, выбывших из владения указанных органов власти в результате незаконной приватизации, подлежит возмещению за счет средств бюджета соответствующего публично-правового образования в размере величины рыночной стоимости истребуемого жилого помещения, определенной в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Причем указанное правило предлагается распространить, в том числе, и на правоотношения, возникшие из принятых до вступления в силу предлагаемого Федерального закона судебных решений об истребовании приватизированных ранее жилых помещений у граждан - добросовестных приобретателей.