ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОТ 10 сентября 2015 года

1.Создается единая федеральная система государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости.

2. Определен порядок представления сведений по запросам избирательных комиссий при проведении проверки сведений, представленных кандидатами в депутаты и на иные выборные должности.

3. Уточнен порядок передачи полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Для защиты прав и законных интересов малочисленных народов при главах муниципальных образований могут создаваться советы их представителей.

5. Уточнен порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости.

6. В Гражданском кодексе РФ уточнено определение понятия "самовольная постройка".

7. Подписано Постановление, направленное на защиту средств материнского капитала.

8. Подписан закон, предоставляющий субъектам РФ право устанавливать дополнительные льготы налогоплательщикам, применяющим УСН, ЕНВД, ПСН.

9. Правительством РФ определен порядок заключения специальных инвестиционных контрактов для отдельных отраслей промышленности.

10. За нарушение заказчиком порядка планирования закупок и исполнения госконтракта предлагается установить административную ответственность.

11. Изменены правила субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей из федерального бюджета.

12. Расширены полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, создаваемых высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

13. На общественном обсуждении находится проект нового федерального закона о государственном и муниципальном контроле (надзоре).

14. Усилена уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и халатность.

15. Правительством РФ утверждена Концепция совершенствования порядка межведомственного взаимодействия государственных органов при предоставлении ими государственных услуг.

1.Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ"О государственной регистрации недвижимости"

Определены, в частности:

- состав и правила ведения ЕГРН;

- требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, к межевому плану, акту обследования, техническому плану;

- порядок и особенности осуществления, а также основания отказа в осуществлении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав;

- порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН;

- права и обязанности государственного регистратора прав;

- особенности подготовки тех. плана здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства;

- ответственность при осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведении ЕГРН, предоставлении из него сведений.

2. Федеральный закон от 13.07.2015 N 231-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законом установлено, в частности, что при наличии сведений о ценных бумагах, счетах, вкладах кандидата на выборную должность (супругов и их несовершеннолетних детей) кредитные организации, держатели реестра, депозитарии обязаны направлять соответствующие сведения в ЦИК России, избирательные комиссии субъектов РФ в порядке и сроки, установленные Банком России по согласованию с ЦИК. Определены требования к содержанию запроса о представлении сведений.

Для организации взаимодействия с Банком России на его официальном сайте обеспечивается возможность использования личного кабинета.

Порядок взаимодействия с Банком России при использовании информационных ресурсов и личного кабинета определяется нормативным актом Банка России.

Скорректированы формы представления сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах.

3. Федеральный закон от 13.07.2015 N 233-ФЗ"О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Установлено, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, не переданные федеральными законами, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ соответственно нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ в случае, если возможность передачи осуществления таких полномочий предусмотрена федеральными законами, регулирующими правоотношения в соответствующей сфере деятельности.

Объем полномочий федеральных органов исполнительной власти, которые предполагается передать нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, определяется исходя из полномочий федеральных органов исполнительной власти, закрепленных в устанавливающих сферу их деятельности нормативных правовых актах, и с учетом полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами.

Указанные полномочия, переданные для осуществления органам исполнительной власти субъекта РФ, могут передаваться законом субъекта РФ для осуществления органам местного самоуправления, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, предусматривающими передачу осуществления соответствующих полномочий.

Соответствующие изменения внесены в 32 законодательных акта Российской Федерации.

Предусмотрено, что положения законодательных актов Российской Федерации, измененных настоящим Федеральным законом в части передачи осуществления отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, распространяются на полномочия федеральных органов исполнительной власти, которые не переданы для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления соответствующими федеральными законами.

4. Федеральный закон от 13.07.2015 N 256-ФЗ"О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"

Такие советы создаются на общественных началах в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

5. Установлено, что в случае, если в государственном кадастре недвижимости в течение 5 лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган кадастрового учета в течение 10 рабочих дней по истечении указанного срока будет направлять сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, - в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов РФ - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в уполномоченные государственные органы соответствующего субъекта РФ - города федерального значения. Соответствующий орган будет инициировать процедуру признания объекта недвижимого имущества бесхозяйным в установленном порядке.

Это правило не применяется к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в нем.

Также Федеральным законом уточнен порядок представления документов на государственную регистрацию прав. Так, лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.

Федеральный закон вступает в силу с 1 декабря 2015 года.

6. Федеральный закон от 13.07.2015 N 258-ФЗ"О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

Установлено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Кроме того, органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения. Определен порядок публикации такого решения и его реализации.

Также Федеральным законом урегулирован порядок применения гражданского законодательства РФ к сделкам, в том числе односторонним, совершенным на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до дня принятиях их в состав РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2015 года.

7. Постановление Правительства РФ от 09.07.2015 N 689 "О внесении изменений в пункт 3(1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"

Из перечня организаций, с которыми могут заключаться договоры займа на приобретение или строительство жилого помещения с целью направления средств материнского (семейного) капитала, исключены микрофинансовые организации и кредитные потребительские кооперативы, работающие менее трех лет со дня государственной регистрации.

8. Федеральный закон от 13.07.2015 N 232-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Так, в частности, законами субъектов РФ (нормативными актами муниципальных образований) могут предусматриваться:

по УСН налоговые ставки от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков;

по ЕНВД налоговые ставки от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

по ПСН налоговая ставка 0 процентов для впервые зарегистрированных ИП, осуществляющих деятельность в сфере бытовых услуг.

Кроме того, дополнен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН.

Перечень дополняется, в частности, такими видами деятельности, как сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей; производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий; товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство; деятельность по письменному и устному переводу; деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами; ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.

9. Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 N 708 "О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности".

В соответствии с таким контрактом инвестор создает, модернизирует или осваивает промышленное производство на территории России, а государство (в лице Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) обязуется предоставить ему меры стимулирования деятельности, предусмотренные действующим законодательством, и обеспечить стабильные условия ведения бизнеса.

Специальный инвестиционный контракт заключается от имени РФ Минпромторгом России или иным уполномоченным Правительством РФ органом власти на срок, равный сроку выхода проекта на проектную операционную прибыль в соответствии с бизнес-планом, увеличенному на 5 лет (не более 10 лет).

Для заключения контракта инвестору необходимо представить, среди прочего, копии документов, подтверждающих вложение в проект инвестиций в размере не менее 750 млн. рублей.

Решение возможности или невозможности заключения специального инвестиционного контракта на предложенных инвестором условиях принимает специальная комиссия, в состав которой входят представители Минпромторга России, Минэкономразвития России, Минфина России, Минэнерго России, а также представители промышленных, кредитных, общественных и научных организаций.

Типовая форма специального инвестиционного контракта приведена в приложении к Постановлению.

10. Проект федерального закона N 848302-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроектом предусматривается административная ответственность за несоблюдение заказчиком положений Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" о планировании, нормировании и обосновании закупок, обязательном общественном обсуждении закупки, проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги.

Так, в частности, за составление и утверждение плана закупок, плана-графика закупок в нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок устанавливается штраф для должностных лиц в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей.

11. Постановление Правительства РФ от 28.07.2015 N 766 "О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах"

В частности, введены положения, согласно которым субсидии предоставляются при условии если животноводческая и растениеводческая продукция по направлениям овощеводства, садоводства, виноградарства, картофелеводства, бахчеводства и продукции закрытого грунта закупается только у сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Установлены новые направления государственной поддержки кредитования агропромышленного комплекса: молочное животноводство, переработка продукции растениеводства и животноводства, развитие селекционно-семеноводческих и селекционно-генетических центров, развитие оптово-распределительных центров, а также строительство, реконструкция и модернизация объектов по производству винодельческой продукции.

12. Комиссиям предоставлена возможность осуществлять свою деятельность на территории муниципальных образований, входящих в состав данных субъектов РФ. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют свою деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов РФ.

Уточнены также полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в части принятия решений о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость.

13. Проект федерального закона "Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации"

Проект федерального закона разрабатывается Минэкономразвития России и имеет целью повышение эффективности деятельности органов контроля и надзора, снижение давления на бизнес.

В проекте закрепляются в том числе:

определения понятий федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного и муниципального контроля (надзора), определение результативности государственного и муниципального контроля (надзора);

полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления;

порядок оценки результативности и эффективности государственного и муниципального контроля (надзора);

организация национальной системы управления рисками при осуществлении государственного, муниципального контроля и надзора;

периодичность плановых мероприятий;

формы государственного, муниципального контроля и надзора (проверка, рейдовый осмотр, наблюдение, мониторинг и контрольная закупка);

мероприятия государственного, муниципального контроля и надзора (осмотр, досмотр, опрос, инвентаризация и др.);

перечень ограничений при проведении мероприятий контроля (надзора);

порядок организации и проведения проверок, сроки их проведения.

Предлагается признать утратившим силу Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в том числе с 1 января 2019 года отдельные заключительные положения этого Закона) и целый ряд других законодательных актов.

Вступление в силу федерального закона запланировано с 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений.

В настоящее время проект федерального закона находится на специальной площадке для обсуждения - http://контроль-надзор.рф.

14. Федеральный закон от 13.07.2015 N 265-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Действие статьи 285 Уголовного кодекса РФ ("Злоупотребление должностными полномочиями") распространено на должностных лиц государственных компаний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям.

Установлена уголовная ответственность за халатность, повлекшую причинение особо крупного ущерба. При этом особо крупный ущерб оценен в семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Также установлена административная ответственность за совершение действий (бездействие), повлекших неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам государства и общества, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности.

15. Распоряжение Правительства РФ от 20.08.2015 N 1616-р <Об утверждении Концепции оптимизации механизмов проектирования и реализации межведомственного информационного взаимодействия, оптимизации порядка разработки и утверждения административных регламентов в целях создания системы управления изменениями>

В соответствии с Концепцией государственная информационная система "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" определена в качестве единой системы, содержащей всю актуальную информацию о предоставляемых государственных услугах, видах и способах их получения, о всех нормативных правовых актах, единых формах заявлений для получения услуг, о реквизитах и формах взимания платы за их предоставление.

Реестр также является источником информации о предоставлении государственных услуг для всех информационных систем, использующихся в органах власти.

Кроме того, Концепцией предусмотрена оптимизация порядка разработки и принятия административных регламентов.