ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ от 10 августа 2015 года

1.Создается единая федеральная система государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости.

2.Принят закон, направленный на снижение административного давления на малый бизнес.

3.Субъектам РФ рекомендовано создать органы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

4.Информацию о приобретении земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей, региональные органы власти должны разместить на своих сайтах до 1 марта 2016.

5.Уточнен порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости.

6.В Гражданском кодексе РФ уточнено определение понятия "самовольная постройка".

7.Подписано Постановление, направленное на защиту средств материнского капитала.

8.Определены цели деятельности, задачи и функции единого института развития в жилищной сфере.

9.За нарушение заказчиком порядка планирования закупок и исполнения госконтракта предлагается установить административную ответственность.

10.Правительством РФ определен порядок заключения специальных инвестиционных контрактов для отдельных отраслей промышленности.

11.Предлагается повысить уровень конкуренции при закупках государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

12.Изменены правила субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей из федерального бюджета.

13.Образована Правительственная комиссия по импортозамещению.

14.Расширены полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, создаваемых высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

1. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ

"О государственной регистрации недвижимости"

Определены, в частности:

- состав и правила ведения ЕГРН;

-требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, к межевому плану, акту обследования, техническому плану;

-порядок и особенности осуществления, а также основания отказа в осуществлении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав;

- порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН;

- права и обязанности государственного регистратора прав;

-особенности подготовки тех. плана здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства;

-ответственность при осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведении ЕГРН, предоставлении из него сведений.

2. Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

В числе исключений - лица, осуществляющие виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (рисковые виды деятельности).

Кроме того, под действие моратория не подпадут ЮЛ и ИП, привлекавшиеся, в частности к административной ответственности за грубые правонарушения, или лишенные лицензии на осуществление деятельности и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление (решение), прошло менее трех лет.

Вводится понятие риск-ориентированного подхода организации и осуществления государственного контроля (надзора).

Данный метод предусматривает выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю отнесением деятельности ЮЛ, ИП и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Критерии отнесения деятельности и производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством РФ, если такие критерии не установлены федеральным законом.

ЮЛ и ИП предоставляется право подать заявление об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок.

3. Указ Президента РФ от 15.07.2015 N 364

"О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции"

Утверждены Типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте РФ, Типовое положение о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений и Типовое положение об органе субъекта РФ по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Так, одной из главных задач подразделения и органа субъекта РФ по профилактике коррупционных правонарушений является формирование, соответственно, у федеральных государственных гражданских служащих, у лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ, государственных гражданских служащих субъекта РФ, муниципальных служащих и граждан нетерпимости к коррупционному поведению.

Кроме того, внесены уточнения в:

Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденное Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559;

Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденное Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065;

порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и организаций и предоставления этих сведений общероссийским СМИ для опубликования, утвержденный Указом Президента РФ от 08.07.2013 N 613.

4. Федеральный закон от 13.07.2015 N 245-ФЗ

"О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

Речь идет об участках, право собственности на которые возникли у субъектов РФ до 1 июля 2011 года.

Установлено, что такие участки предоставляются использующим их сельскохозяйственным организациям или крестьянским (фермерским) хозяйствам в собственность или аренду без проведения торгов на основании соответствующих заявлений, поданных в орган местного самоуправления.

При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

5. Федеральный закон от 13.07.2015 N 251-ФЗ

"О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статью 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"

становлено, что в случае, если в государственном кадастре недвижимости в течение 5 лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган кадастрового учета в течение 10 рабочих дней по истечении указанного срока будет направлять сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, - в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов РФ - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в уполномоченные государственные органы соответствующего субъекта РФ - города федерального значения. Соответствующий орган будет инициировать процедуру признания объекта недвижимого имущества бесхозяйным в установленном порядке.

Это правило не применяется к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в нем.

Также Федеральным законом уточнен порядок представления документов на государственную регистрацию прав. Так, лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.

Федеральный закон вступает в силу с 1 декабря 2015 года.

6. Федеральный закон от 13.07.2015 N 258-ФЗ

"О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

Установлено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Кроме того, органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения. Определен порядок публикации такого решения и его реализации.

Также Федеральным законом урегулирован порядок применения гражданского законодательства РФ к сделкам, в том числе односторонним, совершенным на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до дня принятиях их в состав РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2015 года.

7. Постановление Правительства РФ от 09.07.2015 N 689

"О внесении изменений в пункт 3(1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"

Подписано Постановление, направленное на защиту средств материнского капитала

Из перечня организаций, с которыми могут заключаться договоры займа на приобретение или строительство жилого помещения с целью направления средств материнского (семейного) капитала, исключены микрофинансовые организации и кредитные потребительские кооперативы, работающие менее трех лет со дня государственной регистрации.

8. Федеральный закон от 13.07.2015 N 225-ФЗ

"О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Единый институт развития в жилищной сфере - это акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с постановлением Правительства РФ об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию.

Единый институт развития в жилищной сфере осуществляет свою деятельность в целях содействия проведению государственной жилищной политики, развитию жилищной сферы, в том числе за счет привлечения в нее инвестиций, повышению доступности жилья и созданию комфортных условий для проживания граждан, формированию благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, а также повышению эффективности управления в жилищной сфере.

К основным задачам единого института развития в жилищной сфере отнесены, в том числе:

содействие развитию жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования, в том числе стимулированию строительства жилья экономкласса, наемных домов;

содействие развитию рынка ипотечных ценных бумаг и иных финансовых инструментов, повышению их ликвидности;

содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в реализации государственных или муниципальных программ в жилищной сфере;

содействие комплексному освоению территории, в том числе в части выполнения мероприятий по благоустройству, созданию промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов;

содействие обеспечению земельных участков, предоставленных для жилищного или иного строительства, объектами инженерной, социальной и транспортной инфраструктур.

Определены функции единого института развития в жилищной сфере, особенности управления его некоммерческими организациями, дочерними хозяйственными обществами, регламентированы положения об отчетности, аудите, финансовом контроле деятельности единого института развития в жилищной сфере, особенности его реорганизации и ликвидации.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

9. Проект федерального закона N 848302-6

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроектом предусматривается административная ответственность за несоблюдение заказчиком положений Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" о планировании, нормировании и обосновании закупок, обязательном общественном обсуждении закупки, проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги.

Так, в частности, за составление и утверждение плана закупок, плана-графика закупок в нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок устанавливается штраф для должностных лиц в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей.

10. В соответствии с таким контрактом инвестор создает, модернизирует или осваивает промышленное производство на территории России, а государство (в лице Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) обязуется предоставить ему меры стимулирования деятельности, предусмотренные действующим законодательством, и обеспечить стабильные условия ведения бизнеса.

Специальный инвестиционный контракт заключается от имени РФ Минпромторгом России или иным уполномоченным Правительством РФ органом власти на срок, равный сроку выхода проекта на проектную операционную прибыль в соответствии с бизнес-планом, увеличенному на 5 лет (не более 10 лет).

Для заключения контракта инвестору необходимо представить, среди прочего, копии документов, подтверждающих вложение в проект инвестиций в размере не менее 750 млн. рублей.

Решение возможности или невозможности заключения специального инвестиционного контракта на предложенных инвестором условиях принимает специальная комиссия, в состав которой входят представители Минпромторга России, Минэкономразвития России, Минфина России, Минэнерго России, а также представители промышленных, кредитных, общественных и научных организаций.

Типовая форма специального инвестиционного контракта приведена в приложении к Постановлению.

11. Проект федерального закона

"О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и часть 2 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Как указывается разработчиками проекта, в настоящее время государственные и муниципальные унитарные предприятия при закупках применяют положения Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что не обеспечивает достаточный уровень конкуренции. В свою очередь, предлагаемый проект направлен на применение положений Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупок государственными, муниципальными унитарными предприятиями.

Так, в частности, закрепляется норма, в соответствии с которой государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с принятым положением о закупке и размещенным до начала года в единой информационной системе:

за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов в России, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия.

Вступление в силу федерального закона запланировано с 1 января 2017 года.

12. Постановление Правительства РФ от 28.07.2015 N 766

"О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах"

В частности, введены положения, согласно которым субсидии предоставляются при условии если животноводческая и растениеводческая продукция по направлениям овощеводства, садоводства, виноградарства, картофелеводства, бахчеводства и продукции закрытого грунта закупается только у сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Установлены новые направления государственной поддержки кредитования агропромышленного комплекса: молочное животноводство, переработка продукции растениеводства и животноводства, развитие селекционно-семеноводческих и селекционно-генетических центров, развитие оптово-распределительных центров, а также строительство, реконструкция и модернизация объектов по производству винодельческой продукции.

13. Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 N 785

"О Правительственной комиссии по импортозамещению"

Комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в целях реализации государственной политики в сфере импортозамещения, обеспечения снижения зависимости отраслей промышленности от импорта, а также оперативного решения вопросов, касающихся создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в продукции отраслей промышленности.

К основным задачам Комиссии отнесены, в частности:

разработка основных направлений совершенствования правового регулирования в сфере импортозамещения, а также контроль реализации мероприятий по указанным основным направлениям;

рассмотрение предложений, направленных на создание условий для эффективной реализации государственной политики в сфере импортозамещения;

определение мер, направленных на удовлетворение потребностей внутреннего рынка в промышленной продукции российского производства;

определение основных мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности проектов в сфере импортозамещения;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по созданию производства товаров, работ и услуг, не имеющих российских аналогов и признанных приоритетными в целях импортозамещения, с учетом потребности соответствующих отраслей экономики.

В рамках Комиссии формируются подкомиссия по вопросам гражданских отраслей экономики и подкомиссия по вопросам оборонно-промышленного комплекса. Состав Комиссии утверждается Правительством РФ. Состав подкомиссий утверждается председателем соответствующей подкомиссии.

Заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в 3 месяца. Определен порядок проведения заседаний и принятия решений Комиссии.

14. Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 N 788

"О внесении изменений в Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав"

Комиссиям предоставлена возможность осуществлять свою деятельность на территории муниципальных образований, входящих в состав данных субъектов РФ. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют свою деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов РФ.

Уточнены также полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в части принятия решений о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость.