Обзор изменений федерального законодательства за период 01.03.2025 – 31.03.2025


Федеральный закон от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»(далее – Федеральный закон № 33-ФЗ) вступает в силу с 19.06.2025, за исключением статей 32, 37, 39 и части 23 статьи 89, которые вступают в силу с 01.01.2027.
Федеральный закон № 33-ФЗ направлен на реализацию положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти, о взаимодействии органов местного самоуправления с органами государственной власти и предполагает совершенствование организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Федеральным законом № 33-ФЗ закреплена одноуровневая система организации местного самоуправления и установлены следующие виды муниципальных образований, в которых оно осуществляется: городской округ; муниципальный округ; внутригородское муниципальное образование города федерального значения.
Субъекты Российской Федерации, имеющие социально-экономические, исторические и иные особенности, могут сохранить двухуровневую систему организации местного самоуправления (поселения (сельские и городские) и муниципальные районы).
Федеральным законом № 33-ФЗ устанавливается единый срок полномочий депутатов, главы муниципального образования и иных лиц, замещающих муниципальные должности, который составляет пять лет.
В Федеральном законе № 33-ФЗ не закрепляются отдельно перечни вопросов местного значения и полномочия по их решению для различных видов муниципальных образований. Федеральным законом № 33-ФЗ определены три вида полномочий органов местного самоуправления:
1) полномочия по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, не подлежащие перераспределению между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
2) полномочия по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, которые могут быть перераспределены законом субъекта Российской Федерации для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) полномочия, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации в целях обеспечения жизнедеятельности населения может быть принято решение об осуществлении органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2025 № 350 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» уточнен порядок субсидирования субъектов Российской Федерации в целях создания современной городской среды.
Скорректированы отдельные положения государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 в части правил предоставления субсидий на поддержку государственных программ формирования современной городской среды. В частности, теперь средства будут предоставляться в том числе на благоустройство частей территорий соответствующего функционального назначения. Речь идет о случаях, когда благоустройство части территории может быть завершено отдельно от благоустройства других частей этой же территории. В адресные перечни включены дворовые и общественные территории.
Также изменения внесены в Правила предоставления и распределения средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, в том числе источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2018 № 237.
К числу получателей средств отнесены опорные населенные пункты. Максимальная численность населения для малых городов увеличена с 200 до 300 тыс. человек. Уточнены формулы для расчета объема средств государственной поддержки, предоставляемой региону, и размера денежной премии, направляемой муниципальным образованиям. Установлено количество премий и их размеры для последующих конкурсов.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые вводятся в действие с 01.01.2026.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2025 № 326 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 154» внесены изменения в требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения.
В частности, установлен порядок разработки предложений об актуализации системы мер по повышению надежности малонадежных и ненадежных систем теплоснабжения, определенных по итогам анализа и оценки надежности теплоснабжения в отношении территории соответствующего поселения, муниципального округа, городского округа, определен перечень сведений, включаемых в указанные предложения, установлен порядок представления исполнительным органом субъекта Российской Федерации итогов анализа и оценки надежности теплоснабжения на территории соответствующего поселения, муниципального округа, городского округа, уточнен порядок направления органом местного самоуправления, органом исполнительной власти городов федерального значения в уполномоченный федеральный орган проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения).
Минэнерго будет утверждать схемы теплоснабжения для поселений, городских округов, муниципальных округов, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения. Проект схемы теплоснабжения, в том числе актуализированной, будет оформляться только в электронном виде.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2025 № 293 «О порядке обращения с твердыми коммунальными отходами» утвержден новый порядок обращения с твердыми коммунальными отходами.
Утверждены Правила, устанавливающие:
- порядок накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов;
- порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- основания, по которым юрлицо, с которым заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми - коммунальными отходами, может быть лишено статуса регионального оператора;
- особенности обращения с твердыми коммунальными отходами на труднодоступных территориях;
сроки накопления твердых коммунальных отходов на перегрузочных станциях.
Также установлена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Необходимые изменения внесены в иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе: в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме; Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
Данное постановление Правительства Российской Федерации вступает в силу с 01.09.2025.
Отдельные положения Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, применяются с 01.01.2030 (в части использования цветных контейнеров при осуществлении раздельного накопления смешанных (несортированных) отходов и смешанных вторичных ресурсов.Правила действуют до 01.09.2031.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2025 № 249 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» зоны территориального развития исключены из перечня территорий муниципального образования, на которых не могут создаваться территории опережающего развития.
Также зоны территориального развития исключены из перечня объектов, в целях развития которых могут предоставляться государственные гарантии субъектов Российской Федерации и муниципальные гарантии по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2025 № 261 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2024 г. № 1229»уточнены Правила передачи в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства.
Изменения предусматривают ограничения, которые позволяют не передавать объекты электросетевого хозяйства системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации, в том числе на территориях с дефицитом активной мощности.
Установлен запрет на передачу имущества унитарных предприятий, которые одновременно:
- по состоянию на 31.12.2024 осуществляли свою деятельность на входящей во вторую ценовую зону оптового рынка территории, в отношении которой на указанную дату принято решение Правительства об отборе мощности новых генерирующих объектов;
- по состоянию на 01.04.2025 включены в прогнозные планы приватизации с предполагаемым сроком приватизации, истекающим до даты начала поставки мощности, определенной указанным решением.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2025 № 348 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены уточнения в акты Правительства по вопросам финансирования и предоставления государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
В Методические рекомендации по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг внесено дополнение, согласно которому подушевые нормативы финансирования могут использоваться органом государственной власти субъекта Российской Федерации для определения объема финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с оказанием услуг, состоящих из одной или нескольких социальных услуг, право на получение которых удостоверено социальным сертификатом.
Отдельные уточнения внесены в примерную форму государственного (муниципального) социального заказа на оказание услуг в социальной сфере, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2020 № 1694, а также в новой редакции изложены приложения № 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 05.11.2020 № 1789, предусматривающему, в том числе, дополнительные требования к условиям предоставления государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Установлена возможность использования органом государственной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающим организацию оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, подушевых нормативов финансирования социальных услуг для определения объема финансирования государственного (муниципального) социального заказа.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2025 № 364 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 г. № 1781» уточняет правила отбора получателей субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Установлены особенности применения с 01.01.2026 отдельных положений Правил при проведении отбора получателей субсидий, предоставляемых государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предусмотренные статьей 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Отдельного внимания заслуживают следующие информационно-методические материалы, подготовленные государственными органами:
- методические рекомендации по организации оповещения населения, одобренные протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 12.03.2025 № 3.
Методические рекомендации разработаны в целях выработки единого подхода к вопросам организации оповещения населения для принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений об оповещении населения.
Представленные положения направлены на увеличение доли населения, своевременно получающего сигналы оповещения и экстренную информацию об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- рекомендации органам местного самоуправления по организации подготовки, информированию и консультированию населения муниципальных образований в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденные МЧС России.
Рекомендации предназначены для представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и специалистов в области подготовки, информирования и консультирования населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Рекомендации могут быть использованы в целях совершенствования уровня знаний населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в современных условиях, выработки единых подходов к организации подготовки, информирования и консультирования населения муниципальных образований по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Предлагаем обратить внимание на следующую судебную практику:
- Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2025 № 308-ЭС25-729 по делу № А53-23712/2023 об отказе в удовлетворении требования об обязании управляющей компании создать и содержать места для накопления отходов с учетом требований администрации муниципального образования и правил благоустройства территории муниципального образования, поскольку обязательства по содержанию общего имущества многоквартирных домов ограничиваются общедомовой территорией. Создание мест накопления отходов относится по общему правилу к компетенции администрации муниципального образования.
Администрация города Новошахтинска Ростовской области обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью, осуществляющему управление многоквартирными домами, со следующими требованиями:
- обязать общество содержать места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для обслуживаемых многоквартирных жилых домов
- обязать общество в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать и содержать места (площадки) для накопления ТКО для обслуживаемых многоквартирных жилых домов,
Суды первой и апелляционной инстанций, с выводами которых согласился суд округа, руководствуясь пунктом 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.06.1998  № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовыми позициями, изложенными в пунктах 24 - 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 , отказали в иске.
При этом судебные инстанции исходили из того, что под многоквартирными домами земельные участки не сформированы. Границы земельных участков не установлены. Решения о размещении контейнерных площадок на земельных участках, на которых расположены спорные многоквартирные дома, собственниками помещений не принимались; на некоторых земельных участках по санитарным нормам невозможно разместить мусоросборники.
Отказывая администрации муниципального образования в удовлетворении требований о понуждении общества к принятию мер по содержанию существующих контейнерных площадок для накопления ТКО, суды указали, что согласно представленным актам от 03.04.2024 спорные контейнерные площадки не соответствуют требованиям Правил благоустройства города Новошахтинска, созданы с нарушением правил благоустройства. Решения о создании указанных площадок жителями многоквартирных домов также не принимались.
С учетом изложенного Верховный Суд Российской Федерации отказал в удовлетворении требования об обязании управляющей компании создать и содержать места для накопления отходов с учетом требований администрации муниципального образования и правил благоустройства территории муниципального образования;
- Определение Судебной Коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2025 № 310-ЭС24-10890 (2) по делу № А48-11855/2021 об отмене судебных актов по делу о признании недействительной сделки по изъятию из хозяйственного ведения предприятия и передаче лицею на праве оперативного управление нежилого помещения, поскольку остаток денежных средств на счете предприятия превышает сумму всех его обязательств, соответствующая разность, равно как и иное имущество, в том числе возвращаемое предприятию в порядке реституции, составляет ликвидационную квоту, причитающуюся муниципальному образованию как учредителю, воля которого направлена в оставлении помещения во владении лицея.
В рамках дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия «Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие (Заказчик)» (далее - предприятие) его конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением к муниципальному образованию «город Орел» в лице управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (далее - управление муниципального имущества) и к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Лицей № 40 г. Орла» (далее - лицей) о признании недействительной сделки по изъятию из хозяйственного ведения предприятия и передаче лицею на праве оперативного управление нежилого помещения
Судебная Коллегия отметила, что целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов (абзац шестнадцатый статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Именно для достижения названной цели конкурсный управляющий принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, в том числе, посредством оспаривания подозрительных сделок (пункты 2 и 3 статьи 129, пункт 1 статьи 61.9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
В ликвидационной процедуре конкурсного производства в ситуации достаточности находящихся на счете должника - унитарного предприятия денежных средств для проведения всех расчетов, предъявление иска о возврате имущества данному предприятию в порядке реституции осуществляется в интересах не кредиторов, а публично-правового образования, учредившего это предприятие, поскольку именно учредитель имеет право на получение ликвидационной квоты (пункт 8 статьи 63 ГК РФ, пункт 1 статьи 148 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Из обстоятельств дела следует, что учредитель не считает свои права нарушенными. Наоборот, муниципальное образование явно выразило волю на передачу помещения лицею (образовательному учреждению) для разрешения отнесенного к ведению муниципалитета вопроса местного значения, касающегося организации дополнительного образования детей (пункт 11 части 1 статьи 15, пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Намерение изменить целевое предназначение помещения органы местного самоуправления не выразили, напротив, они настаивали на сохранении существующего положения дел.
Суд отменил судебные акты по делу о признании недействительной сделки по изъятию из хозяйственного ведения предприятия и передаче лицею на праве оперативного управление нежилого помещения, поскольку остаток денежных средств на счете предприятия превышает сумму всех его обязательств, соответствующая разность, равно как и иное имущество, в том числе возвращаемое предприятию в порядке реституции, составляет ликвидационную квоту, причитающуюся муниципальному образованию как учредителю, воля которого направлена в оставлении помещения во владении лицея;
- Определение Судебной Коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2025 № 301-ЭС24-16594 по делу № А28-37/2023 об отказе в признании недействительным постановления администрации об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку разрешенное использование земельного участка не соответствует целям его использования, указанным в заявлении о выкупе.
Общество с ограниченной ответственностью «Трио» обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Кирова «Об отказе в предоставлении в собственность земельного участка».
Лицо, оспаривающее законность принятого соответствующим органом ненормативного правового акта (решения), должно доказать наличие у него охраняемого законом права, которое оно считает нарушенным принятым актом, и представить соответствующие доказательства, подтверждающие данное право.
Между тем общество с ограниченной ответственностью «Трио» не представило доказательств того, что оно вправе требовать от Администрации города Киров предоставления в собственность земельного участка с видом разрешенного использования «для размещения АТС 61» (то есть объекта связи) и по цене, определяемой исходя из данного вида использования, при фактическом использовании размещенных на участке строений в иных целях.
С учетом изложенного Суд оставил в силе постановление суда апелляционной инстанции, которым отказано в признании недействительным постановления администрации об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку разрешенное использование земельного участка не соответствует целям его использования, указанным в заявлении о выкупе.