Новости

Полезные ссылки

Разъяснения по ряду вопросов, которые могут быть полезны для специалистов администраций муниципалитетов

 

 

Содержание:

- Грантовые поддержки

- Особенности закупки по п. 2 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 (ред. от 14.07.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

- Разъяснение Верховного Суда правила списания пеней, начисленных поставщику, но не уплаченных заказчиком

  

Грантовые поддержки

 

Грант – безвозмездная помощь юридическим и физическим лицам для реализации некоммерческих проектов. Грант выдается в виде денег или материального имущества. Средства расходуются на исследовательские, научные, опытно-конструкторские работы, образование, лечение и другие задачи. По итогу получатели гранта составляют отчёт о расходовании средств.

При помощи грантов поддерживаются социальные инициативы, благотворительные фонды, проекты в области науки, обучения.             

 

Гранты подразделяются на:

1.     Гранты общей поддержки – поддерживают выполнение программы проекта НКО.

2.     Целевые гранты – обеспечивают реализацию мероприятий определенного проекта.

3.     Гранты с частичным финансированием – консолидированная помощь нескольких фондов или размещение в проекте средств НКО.

4.     Капитальные гранты – субсидия на покупку основных средств (приобретение, ремонт или аренда недвижимости и оборудования).

5.     Корпоративные гранты – помощь НКО корпорациями, либо софинансирование предпринимательскими структурами.

6.     Начальные гранты – финансирование некоммерческих проектов на этапе запуска или для открытия новых направлений работы НКО.

7.     Гранты в натуральной форме – помощь в виде передачи материального имущества.

8.     Перспективные гранты – субсидия для обществ с ограниченной ответственностью. Не меньше минимального размера уставного капитала, выдается фондом частями в установленный период.

9.     Посреднические гранты – финансирование выполнения социально ориентированного проекта от имени спонсора.

10.       Стимулирующие гранты – финансирование части бюджета на осуществление проекта и подталкивающее к поиску дополнительных фондов для финансирования.

       В законах перечислены виды грантов:

·         Пожертвование – использование имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 Гражданского кодекса РФ). Безвозмездная передача имущества в пользование НКО. Оформляется дарением. Подаренное имущество не облагается налогом.

·         Научный грант (ст. 2 Федерального закона от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике») – для проведения научных исследований и развития научно-технических программ, инновационных проектов. Условия предусмотрены грантодателями.

·         Благотворительный грант (ст.15 Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях») – благотворительное пожертвование целевого характера. 

·         Государственный грант (ст. 17 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и  ст. 13 Закона РФ от 19.02.93 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах») – целевое финансирование отдельных общественно значимых программ.

·         Президентский грант (Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 688) – гранты (стипендии) Президента РФ для работы над социально значимыми проектами.

·         Бюджетная субсидия (ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации) – на грант выделены средства бюджетов разного уровня.

Виды фондов, выдающих средства на реализацию грантов:

1.     Государственные – для выплаты используются бюджетные средства. Имеют структурированную процедуру выдачи субсидий, четкие требования к проектам, готовые формы подачи заявок и подробные рекомендации по их заполнению. Государственные фонды тщательно рассматривают проекты на соответствие указанным требованиям. Государственные программы поддержки некоммерческих проектов действуют 1-3 года, потом прекращаются или меняют условия. Государственные грантодатели имеют значительные бюджеты и привлекают субподрядчиков для их распределения между заявителями.

2.     Частные – для выплаты используются деньги, полученные от граждан или коммерческих организаций в виде пожертвований. У частных грантодателей требования к форме заявок менее жесткие, короче сроки изучения. Программы и условия изменяются редко. Иногда по желанию самого грантодателя можно получить финансирование вне конкурса. Расходование средств гранта оформляется упрощенной формой отчетности, направляемой в фонд.

3.     Посреднические – субподрядчики, распределяющие средства частных и государственных фондов между некоммерческими организациями, которые подали заявления для получения гранта.

4.     Корпоративные – фонды, созданные корпорациями. Поддерживают некоммерческие проекты схожей специализации. Капитал корпоративных фондов формируется из отчислений от прибыли компании. Порой корпоративные фонды предоставляют помощь продукцией компании.

Выбор фонда

Чтобы получить грант, нужно выбрать подходящий фонд: от этого зависит утверждение проекта. При выборе фонда учитывается:

·         цели и задачи, которые ставит перед собой фонд;

·         направления работы – какие проекты финансируются: защита прав, охрана здоровья, образование, наука и исследования, экология и другие;

·         предпочтительные программы – мероприятия какого формата поддерживаются: учебная, экспедиционная, издательская деятельность, организация конференций и прочее;

·         региональность – на каких территориях фонд производит субсидирование, финансирование.

Подбирайте фонд, близкий по характеру работы, требованиям, целям и задачам. Фонды-грантодатели финансируют проекты в соответствии с приоритетными направлениями деятельности.

Фонд предлагает вам разделить процесс создания социального проекта на три этапа: изучение проблемы, разработка механизма решения проблемы и обеспечение проекта ресурсами. Рассказываем о каждом этапе по порядку.

1. Изучаем проблему

Социальный проект всегда начинается с людей, которые сталкиваются с определенной проблемой. Определите целевую группу своего проекта: людей, на решение или смягчение проблемы которых направлена деятельность в рамках проекта. Эти люди должны будут ощутить положительные изменения по его итогам.

Определитесь с географией проекта: на какой территории вы собираетесь работать — в одном районе города, в одном городе, в целой области?

Внимательно изучите проблему целевой группы и ее причины на территории реализации проекта. Пообщайтесь с представителями целевой группы, проведите небольшой опрос или анкетирование, обратитесь к сторонним исследованиям, официальной статистике и высказываниям представителей власти, которые касаются выбранной целевой группы на территории реализации проекта.

После того как вы поймете, для кого, из-за чего и на какой территории вы собираетесь работать, приступайте к поиску способов решения проблемы.

 

2. Разрабатываем механизм решения проблемы

Предложите решение конкретной проблемы определенной целевой группы на ограниченной территории: сформулируйте цель социального проекта. Точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно вы определили проблему. 

Ключевой этап в социальном проектировании —определить задачи и мероприятия проекта. 

 

3. Обеспечиваем проект ресурсами

Реализация мероприятий проекта должна быть обеспечена материальными ресурсами и сильной командой. Опыт и навыки членов команды должны соответствовать специфике задач и обеспечивать выполнение всех мероприятий проекта.

Для того чтобы понять, какие финансовые ресурсы вам понадобятся, какие из них у вас уже есть и каких не хватает, а также увидеть, какие расходы вам придется понести, нужно составить бюджет проекта.  

Перечислите в бюджете все необходимые ресурсы и рассчитайте их стоимость. Каждая статья расходов должна быть обоснована, то есть связана с мероприятиями в рамках проекта, и реалистична, то есть связана с реальными ценами. Бюджет проекта должен обеспечить возможность реализации всех запланированных мероприятий в рамках проекта.

В бюджете важно предусмотреть административные расходы на сопровождение всего проекта: зарплату руководителя, вознаграждение бухгалтеру, расходы на связь, а также офисные, банковские и другие расходы.

Бюджет проекта состоит из средств гранта и софинансирования — собственного вклада организации и вклада партнеров. Собственный вклад — это те ресурсы, которые уже есть у организации и которые она готова вкладывать в проект. Вклад партнеров — это ресурсы, которые вы привлекли или планируете привлечь со стороны.

Фонд президентских грантов поддерживает социально значимые проекты, проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, а также проекты некоммерческих организаций, которые участвуют в развитии институтов гражданского общества.

Получить грант можно только на такой проект, который направлен на решение конкретной социальной проблемы определенной целевой группы. В проекте должны быть заложены четкие цель и задачи, продумано собственное и партнерское софинансирование, обозначены ожидаемые результаты, которые можно будет измерить по итогам всех мероприятий.

 

Особенности закупки по п. 2 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 (ред. от 14.07.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

 

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратим внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по Закону № 44-ФЗ). 

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

·                     осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);

·                     осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ(п. 2 ч. 1 ст. 93);

Например, изготовление памятных медалей «XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 года в г. Сочи» было поручено акционерному обществу «Гознак» Распоряжением Президента РФ от 06.12.2017 №421-рп «Об учреждении памятной медали «XIX всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 года в г. Сочи»

·                     выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93);

·                     закупка на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93);

·                     закупка товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93);

·                     оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);

·                     осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно (п. 9 ч. 1 ст. 93);

·                     случаи, когда процедуры закупки признаны несостоявшимся (п. 24, п. 25 ч. 1 ст. 93).

Также обратите внимание, что 08.03.2022 г. Федеральным законом Российской Федерации от 08.03.2022 № 46 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 46-ФЗ) были установлены новые случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в частности:

·                     осуществление закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов государственной или муниципальной медицинской организацией, произведенных единственным производителем на территории РФ или территориях иностранных государств, не вводивших в отношении РФ ограничительных мер экономического характера (п. 5.1 ч. 1 ст. 93);

·                     осуществление закупки технических средств реабилитации и услуг Фондом социального страхования РФ, произведенных (оказанных) на территории РФ или произведенных на территориях иностранных государств, не вводивших в отношении РФ ограничительных мер экономического характера (п. 5.2 ч. 1 ст. 93);

·                     заключение контракта на поставку лекарственных препаратов или медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, происходящим из иностранного государства, не вводившего в отношении РФ ограничительных мер экономического характера, с поставщиком, включенным в реестр единственных поставщиков таких лекарственных препаратов и медицинских изделий (п. 28.1 ч. 1 ст. 93).

Важно отметить, что в период до 31 декабря 2022 г. включительно Правительство РФ в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.

Также эти положения распространяются и на субъекты РФ. В период до 31 декабря 2022 г. решением высшего исполнительного органа государственной власти в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.

Малые электронные закупки

Электронная малая закупка — это разновидность закупки у единственного поставщика по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, которая проводится в электронной форме.

Рассмотрим алгоритм проведения такой процедуры:

Этап 1. Участники формируют на электронной площадке, подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью и размещают предварительное предложение о поставке товаров, которое содержит информацию, предусмотренную п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в том числе наименование товара, его характеристики, товарный знак, наименование страны происхождения, количество и т.д.

Такое предложение можно отозвать в любой момент, но только до того, как оператор электронной площадки направит его заказчику (пп. «и» п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Также важным моментом является то, что оператор не будет учитывать предварительное предложение участника, если до окончания срока регистрации в ЕИС такого участника остается три месяца.

Этап 2. Заказчик формирует в ЕИС извещение, содержащее информацию, указанную в п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (например, наименование товара, адрес площадки, требования к участникам и т.д.).

Этап 3. В течение одного часа с момента размещения извещения оператор определяет из всех предварительных предложений (заявок) не более 5 заявок, соответствующих его требованиям.

Этап 4. Оператор присваивает каждой заявке номера в порядке возрастания цены. Если несколько заявок подано с одинаковой ценой, первый номер присваивается той заявке, которая была направлена раньше.

Этап 5. Оператор направляет заявки заказчику.

Этап 6. Заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения заявок, принимает решение по каждой из заявок и присваивает номера.

Этап 7. Заказчик формирует протокол подведения итогов, который размещается в ЕИС и на электронной площадке в течение часа.

Этап 8. Далее заключается контракт с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном ст. 51 Закона №44-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных ч. 6 ст. 50 Закона №44-ФЗ:

·                     контракт размещается в ЕИС и на электронной площадке заказчиком не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем размещения в ЕИС протокола;

·                      информация о заключенном контракте вносится в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней с момента его заключения;

·                     при заключении контракта по итогам малой электронной закупки протокол разногласий не формируется и не размещается.

Согласование контрактов, заключаемых по итогам несостоявшихся конкурентных закупок

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка признана несостоявшейся, контракт с единственным поставщиком заключается в соответствии с п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по согласованию с контрольным органом (п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Согласие потребуется, если НМЦК превышает следующие размеры (п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2020 № 961):

·                     500 млн руб. - при закупке для федеральных нужд (за исключением закупок, указанных в последнем пункте перечня);

·                     250 млн руб. - при закупке для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд (за исключением закупок, указанных в последнем пункте перечня);

·                     1 тыс. руб. - при закупке в случае признания несостоявшимся электронного конкурса, электронного аукциона по п. п. 3 — 6 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ, а также при закрытых способах закупки.

Обратите внимание, что при проведении совместного конкурса или аукциона каждый заказчик самостоятельно согласовывает заключение контракта. Согласование потребуется, если НМЦК заключаемого контракта превышает предельный размер (п. 5 ч. 1 ст. 25 Закона № 4№-ФЗ)

Получение заказчиком согласия контрольного органа

Для этого заказчику необходимо направить обращение в контрольный орган не позже, чем через пять рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола с информацией о признании закупки несостоявшейся или с даты подписания такого протокола, если он не размещается в ЕИС (ч. 6 ст. 93 Закона №44-ФЗ).

Обращение должно быть составлено по форме, предусмотренной в Правилах Постановления № 961. В него включаются сведения, предусмотренные п. п. 3 — 6 Правил. В частности, указывается полное наименование контрольного органа в сфере закупок, в который направляется обращение, информация о заказчике, единственном поставщике, и проводимой закупке.

Перечень информации и документов, прилагаемых к обращению, установлен в п. 7 Правил Постановления № 961.

В случаях, предусмотренных в п. 8 Правил Постановления № 961, обращение направляется в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя), который отвечает единым и дополнительным требованиям (при их наличии) ст. 31 Закона N 44-ФЗ. К обращению должны быть приложены информация и документы, предусмотренные п. п. «е», «ж» п. 7 Правил (это информация и документы или их копии, предусмотренные в извещении, а также предложение о цене контракта/сумме цен единиц товара/работы/услуги).

При проведении электронных процедур (конкурса или аукциона), заказчик создает и направляет обращение с использованием ЕИС, которое автоматически направляется в соответствующий контрольный орган в сфере закупок (п. 9 Правил Постановления № 961).

Если проводилась закрытая закупка, то обращение направляется в бумажном виде. Документ подписывает лицо, имеющее право действовать от имени заказчика. К обращению в бумажном виде при наличии технической возможности заказчику рекомендуется приложить аналогичный комплект документов только в электронном виде на съемном электронном носителе информации. Обращение, включающее сведения о государственной тайне, следует направить с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны (п. 10 Правил Постановления № 961).

Что касается органа, в который направляется обращение, то здесь также существуют правила.

Обращение направляется: (ч. 7 ст. 93 Закона №44-ФЗ, п. 2 Правил Постановления № 961):

·                     в ФАС России — при закупках для федеральных нужд и закупках, проводимых закрытыми конкурентными способами;

·                     в конрольный орган в сфере закупок субъекта РФ — при закупках для региональных нужд;

·                     в муниципальный контрольный орган в сфере закупок либо контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ, если есть соглашение о передаче контрольных полномочий — при закупках для муниципальных нужд.

Если обращение подготовлено и направлено верно, то контрольный орган не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, осуществит следующие действия (ч. 8, 10 ст. 93 Закона №44-ФЗ, п. п. 9 — 11 Правил Постановления № 961):

·                     рассмотрит обращение и проведет внеплановую проверку;

·                     примет решение: согласует заключение контракта либо откажет в согласовании.

Если будет получен отказ, то заказчик при необходимости может внести изменения в план-график и провести новую закупку. При этом:

·                     направит заказчику уведомление о размещении решения и предписания (при наличии) в Реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений — если проводились электронные процедуры;

·                     направит заказчику решение и предписание на бумажном носителе — если проводилась закрытая закупка.

Контрольный орган отказывает в согласовании заключения контракта в следующих ситуациях (п. 13 Правил Постановления № 961):

·                     неверно выбран способ закупки;

·                     закрытая закупка проведена без согласования с ФАС России;

·                     описание объекта закупки ограничивает количество участников;

·                     требования к участникам установлены с нарушением Закона №44-ФЗ;

·                     сокращен срок подачи заявок;

·                     заявка неправомерно отклонена либо признана не соответствующей установленным требованиям;

·                     участнику неправомерно отказано в допуске к участию в закупке;

·                     заявка, поданная единственным поставщиком, либо информация, предусмотренная пп. «е» и «ж» п. 7 Правил Постановления №961, не соответствуют установленным требованиям;

·                     единственный поставщик не соответствует установленным требованиям.

Если нарушения будут обнаружены в условиях контракта, контрольный орган согласует его заключение, но при этом выдаст предписание, в котором укажет, какие действия нужно предпринять при заключении контракта (п. 12 Правил Постановления № 961).

Уведомление контрольного органа о заключении контракта с единственным поставщиком

Заказчику следует иметь в виду, что в некоторых случаях он обязан уведомить контрольный орган в сфере закупок о заключении контракта с единственным поставщиком.

Заказчик должен направить уведомление, если был заключен контракт с единственным поставщиком по п. 6, 9, 34 и 50 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. К нему должна прилагаться копия контракта и обоснование его заключения. Не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта такое уведомление направляется в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

За просрочку или непредставление этого документа в соответствии со ст. 19.7.2 КоАП РФ предусмотрен штраф (на должностных лиц в размере 15 тыс. руб.; на юридических лиц — 100 тыс. руб.).

 

Разъяснение Верховного Суда правила списания пеней, начисленных поставщику, но не уплаченных заказчиком

Верховный Суд указал, что неустойки, возникшие в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по госконтракту, подлежат списанию независимо от срока их возникновения

Суд напомнил, что подп. «а» п. 3 Правил списания предусматривает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в том числе, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек не превышает 5% цены контракта.

Суд подчеркнул, что п. 11 Правил списания устанавливает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с п. 3 данных Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика независимо от срока ее возникновения. Такое списание осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в п. 9 Правил, в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения. ВС также указал применительно к п. 40 Обзора судебной практики о контрактной системе, что списание неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика.

В итоге Верховный Суд посчитал о том, что Правила списания подлежат применению в рассматриваемой ситуации, вследствие чего пени подлежали списанию и не могли взыскиваться. Таким образом, указал ВС, постановление суда апелляционной инстанции является законным, оснований для его отмены у кассации не имелось, и отменил обжалуемый судебный акт, оставив в силе постановление апелляционной инстанции.

В период пандемии государство последовательно начало реализацию пакета мер, направленных на защиту пострадавших от введения ограничительных мер отраслей. Защите подрядчиков по госконтрактам посвящены специальные Правила списания. Действуя по аналогии, Правительство РФ расширило мораторий на неустойки на случаи, когда просрочки вызваны не только пандемией, но и антироссийскими санкциями.

Несмотря на то, что пандемия коронавируса началась два года назад, арбитражная практика, связанная с применением мер поддержки, в том числе касательно взыскания неустоек, по-прежнему неоднозначна. По этой причине данное определение ВС является важным – оно вносит определенность и отвечает на вопрос: что является значимым при рассмотрении вопроса списания штрафных санкций – срок, установленный контрактом, или фактическое время выполнения работ? Теперь можно с уверенностью сказать, что именно действительная дата работ является значимым обстоятельством для разрешения вопроса о взыскании неустойки.

Верховный Суд внес ясность в порядок применения п. 42.1 ст. 112 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ № 783, которые устанавливают правила списания начисленных государственным или муниципальным заказчиком неустоек (штрафов, пеней) по государственным (муниципальным) контрактам.

Верховный Суд подтвердил, что основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в полном объеме в установленных в законе.

Правилами списания сумм неустоек, которые отражены в Постановлении № 783, где прямо указано, что неустойка подлежит списанию в том году, когда был исполнен контракт. При этом, подобная позиция создает риск для будущих контрактов, исполнение которых будет за рамками правил. Например, исходя из позиции Верховного Суда, при нарушении сроков и исполнении контракта 31 декабря 2022 г. неустойку списать возможно, при исполнении 1 января 2023 г. – нет,.

Полагается, что в этом случае дополнительно необходимо оценивать фактические обстоятельства – для чего предусмотрена мера (списание неустойки), из-за каких обстоятельств нарушены сроки исполнения контракта. «Иначе в аналогичных случаях из-за реальных обстоятельств, которые возникли в 2021–2022 гг., поставщикам не удастся списать неустойку, если они не успеют исполнить контракт в указанные в постановлении Правительства РФ периоды. В данном случае всем поставщикам, согласно Закону о контрактной системе, необходимо учитывать данную позицию ВС и строго следить за сроками исполнения контракта